В механизме властвования важно подчеркнуть два основополагающих процесса: принятие решений и их выполнение. Принятие политических решений представляет собой отбор и выбор целей и средств их достижения. Причём принципиальные решения принимаются сравнительно узкой группой людей - олигархией (суперэлита или сверхвласть), которой и принадлежит реальная власть. Как бы там ни было, смысл этой функции заключается в том, чтобы делать верный выбор. Власть на то и существует, чтобы давать ответы на вопросы в тех случаях, когда отсутствует уверенность в правильности выбора. В этом заключен один из источников силы и могущества власти.
Так, например, цели Украины как независимого и суверенного государства определены, закреплены юридически и политически. Однако пути и средства их достижения формируются борьбой групп, стремящихся максимизировать или минимизировать становление возникающего режима.
Осознанные интересы и потребности образуют содержание политического курса. С этой точки зрения, осуществление власти складывается из различных способов подавления, стимулирования, актуализации, полной или частичной реализации интересов тех, на кого воздействует власть. Власть осуществляется через увязку, согласование, достижение компромиссов между интересами различных социальных групп. Координация этих групп на уровне их самодеятельности и есть производство власти.
Следовательно, задача политического руководства двоякая. С одной стороны, снижать порог возможных конфликтов. С другой - учитывать, что при противостоянии интересов линия на уменьшение конфликтов может привести к вылущиванию заданных целей. А от способности найти и обеспечить их поддержку зависит качество властвования.
Качество властвования не в меньшей мере зависит и от механизма воспроизводства системы власти –
привлечение и отбор в неё людей извне, замена постаревших или по другим причинам негодных людей новыми, перераспределение людей по ячейкам и ступеням власти.
Различают два способа и два аспекта воспроизводства системы власти: 1) отбор кандидатов и назначение на посты сверху; 2) выборы путём голосования из числа кандидатов, выдвигаемых снизу.
В любом случае отбор производится многими ответственными лицами и учреждениями, и по многим параметрам. Поэтому отбирается, как правило, самый "средний" человеческий материал. Но именно такой человеческий материал является более адекватным системе власти, чем множество людей с выдающимся интеллектом и талантами.
Интеллектуальный уровень системы не сводится к интеллекту её отдельных представителей. В системе закрепляется коллективный ум множества людей "среднего" уровня. Главным для системы является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, т.е. механизм организации всей системы власти и управления.
Важным условием деятельности политической власти является её легитимация (законность). В узком значении этого слова она означает наличие у власти правовой основы, соответствие политической деятельности законам государства. В более широком смысле легитимность означает соответствие государственной власти ценностям политического режима, народным устремлениям. Иными словами, легитимность означает, что власть в глазах народа выглядит законной, справедливой и естественной. Люди признают эту власть.
Анализ легитимности позволяет сделать вывод, что государственная власть существует за счёт пассивной или активной поддержки со стороны народа. Поэтому государственная власть озабочена своей легитимностью, и стремится выглядеть в глазах народа естественной и справедливой. Для чего периодически проводятся выборы, поскольку легитимация как таковая, т.е. общественное признание власти, осуществляется через выборы.
Суть системы выборов заключается в том, чтобы дать возможность практически отобрать каких-то лиц в органы власти, и узаконить их в качестве таковых. Решающую роль здесь играет всё то, что предшествует и сопутствует выборам.
Система выборов (пропорциональная, мажоритарная или смешанная - в каждой стране своя) позволяет решить одну важнейшую проблему власти: она позволяет осуществлять в той иной форме сменяемость власти, сохраняя при этом стабильность и преемственность системы государственности. Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен.
Тем самым, легитимация власти выступает как
признание её обществом в законном качестве, как в установлении, так и в воспроизводстве. Кроме этого, узаконивание власти есть способ осознания обществом её силы и права на насилие, признание фактора власти как стоящего над подвластным.
Другое по теме:
"Гошисты"
«Гошисты» пропагандировали революционно звучащие лозунги «отрицания» и «оспаривания», призывали «говорить «нет» всему». Под их влиянием студенты отказывались сдавать экзамены, в которых они видели средство социальной дискриминации; срывал ...
Демаркация русско-китайской границы.
После заключения первого соглашения, оформляющего 4300-километровый восточный участок границы, с 1992 г. начался очередной важный этап пограничного урегулирования между РФ и КНР — этап демаркационных работ, в результате которых граница по ...
Образование группы «Освобождение труда»
25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве пятеро русских революционеров-эмигрантов, членов народнического общества “Черный передел” приняли заявление о том, что они разрывают с народничеством и образуют новую организацию ...