В силу закона рационального расчёта люди стремятся к власти, прежде всего для самих себя, и, во вторую очередь, для подвластных. Множество нормально-средних властителей образуют люди, живущие за счёт функции власти и использующие эту функцию в своих корыстных целях.
С развитием общества сфера политической власти разрастается и превращается в систему определённого типа. Этот тип зависит от многих факторов: размеров общества, степени его сложности, культуры, идеологии, характера человеческого материала и др. В частности, различают власть волюнтаристскую или деспотическую, и власть, действующую в рамках некоей законности; власть, идущую сверху, и власть, идущую снизу (народовластие).
Способы же осуществления политической власти в определённой мере зависят от политического пространства и времени, но главным образом от тех ресурсов, которыми власть располагает. Ресурсы определяют не только потенциал, но и основания власти, её видовые очертания, содержание, структуру, формы появления и проявления. В американской и западноевропейской политологии политическую власть часто рассматривают как способ распределения ресурсов.
Экономические ресурсы
используются, в первую очередь, государством в его налоговой, финансово-кредитной и других видах экономической и социальной политики. Смысл её заключается в том, чтобы, перераспределяя богатство между группами людей, поощрять или наказывать эти группы, поддерживать, в конечном счёте, стабильное существования политического режима.
Среди экономических ресурсов выделяется
власть денег. Точнее, власть людей, располагающих деньгами и распоряжающихся деньгами, а также условия жизни людей, в которых социально-политические отношения принимают форму денежных. Эта власть узаконена и поддерживается аппаратом государства, полицией, судами, армией.
Денежный и сверхденежный механизм в единстве с системой собственности, поддерживаемые упомянутыми силами общества, приобретают, в свою очередь, власть над теми, кто их поддерживает и охраняет. Образуется сложная сеть власти, опутывающая и политику, и всё общество, и всех его членов. Денежный фетишизм образуется, когда деньги вырываются в сознании людей из этой сети и наделяются самостоятельным бытием. Его до известной степени культивируют специально, ибо это - средство манипулирования людьми.
Важным ресурсом власти являются её кадры. Наличие у государства и партий потенциала в виде лидеров, организаторов, идеологов и т.п., расширяет возможности воздействия власти на общественные процессы. Регулирование назначений, зависимость руководителей и администраторов от вышестоящего государственного органа, организационная помощь - вот несколько способов осуществления власти на основе кадровых ресурсов.
Известное правило гласит: кто владеет масс-медиа - тот и владеет политическим миром. Сегодня их значение как ресурса власти стремительно растёт, поскольку от объёма, качества, полноты масс - медиа, которыми располагает власть, зависят её возможности, набор способов и средств её осуществления. Кроме этого, манипуляции с потоком информации в процессе политической пропаганды являются эффективным способом воздействия на сознание и поведение широких слоев населения.
Власть активно использует и принуждение, это - один из самых древних и традиционных ресурсов власти, особенно государственной. В любой стране сила закона, мощь армии и полиции, всей репрессивной системы в целом широко применяются властью. Разновидностью такой системы, в частности, выступает т.н. административный ресурс - использование служебного положения в тех или иных интересах власти.
Наконец, сама власть есть ценнейший ресурс. Сохранение власти, её максимизация - такова логика людей во власти. Они действуют, стремясь укрепить или увеличить имеющиеся у них ресурсы власти.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают право, государственные органы и другие политические институты.
Власть - это всегда регулирование общественных отношений. Причём такое регулирование, которое учитывает и обеспечивает принципы их взаимодействия. Скажем, руководство означает выработку направленности воздействия (прямого или косвенного) на объекты. Оно может базироваться на авторитете, на минимальном/максимальном применении властных функций.
Эффективность руководства зависит от содержания политического курса, соответствия его общественным интересам, от политического режима данной страны. Непосредственным оперативным механизмом реализации руководства выступает управление. В зависимости от политических порядков, установленных в той или иной стране, основными методами воплощения власти служат принуждение и убеждение.
Другое по теме:
Международный терроризм как фактор геополитического влияния
Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом. ...
Пути регулирования деятельности средств массовой информации
Ввиду той огромной роли, которую играют СМИ в жизнедеятельности современного общества, а также значимости тех последствий, которые могут вызывать СМИ, каждое государство стремится, так или иначе, регулировать их деятельность. В этом СМИ н ...
Некоторые проблемы украинской политической власти
Проблем у неё масса. Самой серьезной выступает кадровый голод. Причём в двойном измерении. С одной стороны, растёт количество политической элиты и бюрократии. С другой – снижается их качество. И основная причина тому - запаздывание полити ...