Формой же легитимации являются различные формы выборов правителей, а сущностью – её формальность. Задача этой формальности заключается в том, чтобы навязать людям сознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей.
За всеми действиями политической власти обычно стоят определённые интересы (а нередко и предрассудки) лидеров, социальных групп и слоёв. Именно комбинации этих интересов питают власть энергией, дают или нет ей волю, подталкивают (или сталкивают) к решительным действиям или покою.
Ставки в такой "игре" постоянно " возмущают" баланс и шанс политических сил, и расширяют зону политического риска - вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов.
Уровень риска - это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений), с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи. Минимизировать уровень риска - насущная задача любой политической власти.
Для этого власть заботится о самосохранении и упрочении своего положения, о своих интересах как людей определённой категории, существующих и имеющих жизненные блага за счёт исполнения функций власти. Это вполне естественно. Но тут есть одно отличие властителей от подвластных: власть по самой своей роли в обществе обязана заботиться о подвластных. Тут действует объективный закон. Власть заботится о подвластных настолько, насколько это нужно для её самосохранения и удовлетворения её потребностей.
Власть стремится использовать своё положение в своих интересах максимально, а заботы о подвластных свести к минимуму. Конкретные величины на этот счёт колеблются в определённых границах. Выход за них угрожает не только подвластным, но и самой власти. Об этом, в частности, свидетельствуют события на политическом пространстве бывшего СССР.
Отношение подвластных к политической власти формируется под влиянием многих факторов, включая характер народа, исторические традиции, положение государства в обществе. В большом числе людей можно найти все мыслимые и немыслимые варианты на этот счёт. Но в обществе всё же складывается некоторое суммарное отношение к власти. Например, в нашем Отечестве характерно сочетание двух крайностей: раболепства перед властью, с одной стороны, и презрения к ней - с другой. Это в характере наших народов и их истории, в которой власть всегда была принуждением сверху и извне.
На Западе раболепства и нигилизма по отношению к власти меньше, чем в нашей стране. Там преобладает гражданское отношение, то есть люди осознают и признают закономерность и целесообразность существующей государственности. Деятельность последней подвергается систематической критике, но критике конкретной, не ориентирующейся на её уничтожение. Не происходит накопление антигосударственных умонастроений, переходящих в полное отрицание системы власти вообще.
Критические умонастроения постепенно становятся публичными, и рассасываются. Каким бы критичным не было отношение западных людей к власти, они не переступают границу гражданского уважения к власти, границу гражданской ответственности за судьбу общества.
Все существующие грани, механизмы и технологии власти назвать невозможно. Но можно сказать, что все они, так или иначе, обусловлены совокупностью следующих факторов: социальная система страны, её общее состояние и внешнее окружение, а также характер человеческого материала. Наконец, самосохранением самой власти, наличием или отсутствием у неё политической воли, т.е. совокупности её внутренних свойств и состояний.
Воля выражает способность властителей к последовательной реализации поставленных целей. Политическая воля складывается из менталитета участников политической власти, а также их готовности действовать в избранном направлении. Безволие власти превращает её в игрушку случая, стихии и субъективизма. Критерий объективности и эффективности власти при этом исчезает.
Таким образом, в своем осуществлении политическая власть предстает как: 1) отношения "господства и подчинения", в соответствии с доминирующими ценностями общества, определяющие легитимный порядок; 2) отношения "контроля и влияния", связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политического режима; 3) отношения "управления и давления", определяющие средства и способы взаимодействия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества (при его наличии).
Другое по теме:
Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай.
Образование Горно-Алтайской автономной области.
Истоки конституционно-правового образования Горно-Алтайской автономной области связаны с периодом Октябрьской революции 1917 года.
Накануне Февральской революции административная структура России была сложной: 74 губернии, 20 областей, 2 ...
Генерал Салан
Командующий французскими войсками в Алжире генерал Салан выступил на митинге мятежников и провозгласил: «Да здравствует французский Алжир! Да здравствует де Голль!» Узнав о выступлении Салана, де Голль, которому шел 68 год и который уже н ...
Политическая мысль XIX века
На рубеже XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии прежде всего в русле немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.
Человек, считает он, долже ...