Во всякой системе управления людьми есть аспект командный и манипуляционный. Первый доминирует в отечественной практике, второй - в западной. Во втором случае власть не непосредственно требует исполнения её воли, а путём воздействия на сознание людей, в результате которого насилие сверху принимает форму добровольности снизу.
Во всякой системе управления людьми есть также два аспекта иного рода, а именно - публичный и скрытый. В отечественной системе, например, доминирует скрытый аспект, принимающий форму тотальной закрытости. В западной же системе, наоборот, преувеличен аспект публичной власти, особенно в период выборных кампаний.
Один из важнейших вопросов, который решается при организации любой власти (будь она демократической, авторитарной или тоталитарной), - это распределение функций, определение компетенции, разделение полномочий между структурными элементами властной пирамиды.
Типичным способом распределения полномочий является их делегирование "вниз". Это означает, что верхние эшелоны власти передают часть своих полномочий нижним звеньям, превращая их в своих представителей. На делегировании полномочий "вниз" построена типичная для политики технология - дискреция.
Суть её заключается в передаче конкретному исполнителю полномочий по трактовке и исполнению закона. В этом случае механизм реализации закона определяет не законодатель, а исполнитель. Тем самым он приобретает конкретные и реальные рычаги власти, поскольку в его воле ускорить или задержать осуществление закона, или выхолостить из него первоначальный смысл и т.п. Этот способ увеличивает независимость власти от народа. Так, главы областных администраций Украины наделены огромными правами, но зависят не от населения того региона, которым управляют, а от президента страны. Он их и назначает, и снимает, волен "казнить или миловать". Они ответственны только перед ним. Этим, по сути дела, ликвидируется подконтрольность должностного лица обществу.
Другой способ распределения полномочий - их делегирование "снизу вверх". Наглядной репродукцией тому могут служить выборы избирателями депутатов, которым население (электорат) делегирует право вершить государственные дела от их имени. На этом же способе построена президентская власть в президентской республике. А тот факт, что глава исполнительной власти (президент) избран народом, увеличивает его независимость от законодательной власти, превращает его в представителя народа.
Последний, как известно, состоит из множества разнородных социальных групп и общностей. Мобилизация и координация этих групп на уровне их самодеятельности означает производство власти, политического учреждения государства, партий и общества.
Важным аспектом властной технологии выступают её принципы. Традиционный принцип управления - принцип "сдержек и противовесов", при котором подчинённые находятся в постоянной взаимной борьбе. Это позволяет руководителю не опасаться атаки "снизу". Мало того: когда каждый тянет общее одеяло на себя, одеяло вполне может двигаться в нужную сторону - как кусочек сыра, брошенный в муравейник.
Но государство, в отличие от муравейника, не является естественным образованием. "Вектор правильного движения сыра" приходится рассчитывать - на что далеко не всегда хватает способностей. В результате система "противовесов" чаще оказывается эффективной лишь с точки зрения удержания власти, - и ни с какой иной.
Другой принцип - создание сквозной единой вертикали власти. Однако всеобщий контроль над процессами в стране со стороны некоей команды требует абсолютного взаимопонимания и полного согласия внутри этой команды по стратегическим и тактическим вопросам. Дело в том, что идея властного единства не терпит никаких колебаний. Они ей противопоказаны.
Кроме всего прочего, сама власть нуждается в управлении, то есть в каком-то множестве официальных и неофициальных людей, управляющих самой властью как системой. Иными словами, внутренней властью. Наличие её можно заметить в любой системе власти. Она складывается из людей самого различного рода - представителей администрации, сотрудников личных канцелярий, сотрудников секретных служб, родственников представителей высшей власти, советников и т.п. Сюда входит совокупность секретных учреждений официальной власти, и вообще всех тех, кто организует и осуществляет скрытый аспект деятельности политической власти. Сюда входит также множество людей, состоящее из представителей частных интересов, лоббистов, клановых групп, личных друзей. Это – "кухня власти". Она является постоянно действующим элементом власти, стоящим над государством и отнимающим у него часть суверенитета. Публичная власть не делает важных шагов без учёта внутренней власти. Масштабы внутренней власти и средства, какими здесь оперируют, узнать практически невозможно.
Другое по теме:
История возникновения и классификация терроризма
Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев - действовала в Палестине в 66-73 годах нашей эры.
В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чьё название и доныне считается синон ...
Коммунистическая партия
Коммунистическая партия считала, что революционной ситуации во Франции не было. Армия, полиция и государственный аппарат продолжали подчиняться правительству. «Трудящиеся в своей массе вступили в борьбу прежде всего за лучшие условия жизн ...
Заключение. Размышления над двумя изречениями
Разрабатывать "объективную политологию" необходимо на основе двух старых изречений "Хочешь мира - готовься к войне" и "Борьба - начало всего". Эти старые изречения свидетельствуют о необходимости борьбы, хруп ...