Европейский феминизм. Предпосылки возникновения феминистических идей

Другая политика » Гендерное неравенство женщин » Европейский феминизм. Предпосылки возникновения феминистических идей

Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук.

Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства! В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13-14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина. Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц: Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской, автора Книг "О Граде Женском". В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа, автор "Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским" полагавший, что лишь утирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении.

К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских памфлетисток 17 в. - Афры Бенн Мэри Эстел которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной. К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 "O равенстве обоих полов". В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.


Другое по теме:

Зюганов – “борец за идею”
Положительно относятся к Зюганову, прежде всего представители старшей возрастной группы, получившие образование ниже среднего, сельские жители и “неадаптированные пессимисты” – те, кто не смог приспособиться к нынешней жизни и не ждет от ...

Историческое развитие течений западников и славянофилов. Развитие России в 19 веке, предпосылки и условия возникновения течений западников и славянофилов
Общественно-политическая история России первой половины XIX в. представляет собой широкую сферу для научного изучения. Пути эволюции страны, борьба различных социальных сил за новый государственный строй, судьбы крестьянства — все эти про ...

Всероссийская социал-демократическая организация "Единство".
19-25 августа 1917 г. в Петрограде прошел долгожданный объединительный съезд меньшевиков, их первый самостоятельный съезд в качестве объединенной РСДРП, освободившейся от иллюзий о возможности совместной работы с большевиками. К этому вре ...