Участие ООН в восстановлении послевоенного Ирака – это особый вопрос. Часть политиков в Вашингтоне, прежде всего министр обороны Дональд Рамсфелд, не желают в нем видимого участия ООН. Тем не менее США не могут не учитывать, что на счетах ООН - миллиардные фонды программы «Нефть в обмен на продовольствие», которые позволят финансировать гуманитарные поставки в Ирак. Которые в свою очередь также приносят определенную прибыль и тем, кто их осуществляет, и тем, кто поставляет свою продукцию. Однако на этом, похоже, деятельность Объединенных Наций в Ираке и закончится. Как заявил госсекретарь Колин Пауэлл, США не намерены допускать ООН к управлению Ираком. «Мы с нашими партнерами по коалиции не взялись бы за эту тяжелую миссию, если бы не рассчитывали в итоге установить полный контроль за ситуацией», - сказал он на слушаниях в конгрессе.
Вместе с тем все выступавшие на заседании СБ ООН поддержали предложения генерального секретаря ООН об оказании срочной гуманитарной помощи иракскому народу.
На рассмотрении СБ ООН находится целый комплекс вопросов, связанных с гуманитарным кризисом в Ираке.
Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан выразил уверенность в том, что после окончания войны в Ираке, ему как лидеру этой международной организации предстоит формально возглавить переходное правительство Ирака. По словам Кофи Аннана, «ооновскому» правительству предстоит руководить процессом послевоенного восстановления Ирака. И ООН же будет распределять многомиллионные поступления от арабских европейских и других стран, предназначенные для помощи населению этой страны. Именно такой план послевоенного правления в Ираке, как сейчас выяснилось, обсуждался на «расширенном» заседании СБ ООН, на котором могли присутствовать и высказаться представители любых стран-членов ООН.
По мнению руководства США, в послевоенном устройстве Ирака ООН будет предоставлена ограниченная координационная роль, но никак не полный контроль над страной. Сразу после свержения нынешнего иракского режима США будут осуществлять доминирующий контроль над формированием нового правительства Ирака. Однако, не уточняется, какая конкретно роль будет отведена ООН в послевоенном Ираке в соответствии с планами США.
От того, какую роль будет играть ООН в послевоенном развитии Ирака, без сомнения, зависит очень многое. И, прежде всего - дальнейшая судьба и статус самой ООН.
Но и отдавать ООН, активно противившейся войне, плоды победы в Вашингтоне отнюдь не считают правильным и справедливым. Слишком дорогой ценой достанется Соединенным Штатам победа над иракским режимом, чтобы после войны, подобно генералам и политикам Шестидневной войны и Осло, отдавать завоеванные политические и стратегические рубежи на откуп совершенно неконтролируемой и непредсказуемой структуре, каковой в данном случае являются так называемые гуманитарные подразделения ООН и ее аппарат. Неизвестно к тому же, как поведет себя «правительство» Кофи Аннана, если в послевоенном Ираке, вверенном его заботам, вдруг вспыхнет террористическое сопротивление затаившихся отрядов «федаинов» и других сторонников диктатора? А оно обязательно вспыхнет, если бразды правления в Ираке всецело перейдут к политически недееспособной структуре, которой является аппарат генсека ООН, связанного по рукам и ногам политическими и юридическими ограничениями в проведении эффективной текущей политики в качестве временного «руководителя» Ирака.
Вряд ли что-либо, включая яростные протесты России и других стран-интересантов, заставят США отказаться от того, чтобы в полной мере осуществить задуманное ими в отношении Ирака и других стран региона, начиная от полного разоружения Ирака и гарантированной, контролируемой Соединенными Штатами демократизации, и заканчивая использованием иракской территории и ресурсов для последующего низвержения других объявленных (Иран) и необъявленных (Саудовская Аравия) врагов США, - вопреки увещеваниям, угрозам и уговорам ООН, и прежде всего части стран-членов СБ.
Американские представители в ООН говорят то же самое, что мы слышим каждый день из Вашингтона: победившая коалиция намерена сама обеспечивать на первом этапе обустройство Ирака - до того момента, как власть можно будет передать новому правительству этой страны. Если такие планы реализуются, то именно оккупационные власти и понесут ответственность за развитие ситуации со всеми вытекающими последствиями. Авторитетная газета Le Figaro (11 Apr 2003) констатирует: «Победа над Саддамом целиком достанется Джорджу Бушу. Эта война, начавшаяся в обход ООН и при явном несогласии таких стран, как Россия, Китай, Франция и Германия, отчетливо показала, что спустя пятнадцать лет после крушения берлинской стены США остаются единственной сверхдержавой».
Другое по теме:
Глобализация
Возможно, самые большие угрозы государству, или по крайней мере нации-государству, несет в себе процесс глобализации. Глобализация, вообще говоря, — это процесс, приводящий к тому, что события и решения в одной точке планеты воздействуют ...
Взаимоотношения России и
НАТО в свете вооруженного конфликта в Косово. Взаимоотношения России и НАТО в
свете обострения кризиса в Косово
«
Фактор НАТО» стал основной проблемой во взаимоотношениях России с Западом в сфере европейской безопасности с началом дебатов о расширении альянса на восток, в ходе которых руководство России неоднократно получало от представителей альян ...
Причины принятия конституции
Массовое голосование избирателей в пользу конституции 1958 г. и деголлевской партии объясняется рядом причин. Большое значение имело запугивание населения угрозой гражданской войны. По данным французского Института общественного мнения, о ...