Методология исследования национальной безопасности
Страница 5

Другая политика » Современная концепция национальной безопасности РФ » Методология исследования национальной безопасности

Разработанная стратегия может считаться верной, если прослеживается четкая связь между национальными целями, интересами, задачами и ресурсами.

4. На четвертом этапе рассчитываются силы и средства для реализации выбранной стратегии.

Все три документа – концепция, политика и стратегия на­циональной безопасности – должны быть взаимосвязаны и ра­ботать на национальные цели, опираться на имеющиеся ресур­сы (материальные и интеллектуальные). Национальные цели должны служить реализации национальных интересов. Каждой цели должны соответствовать сформулированные политика и стратегия обеспечения национальной безопасности. Некото­рые цели могут служить для удовлетворения нескольких наци­ональных интересов, а определенные ресурсы могут поддержи­вать несколько стратегий. Политика и стратегия обеспечения национальной безопасности должны быть легитимными, вызы­вать доверие у народа, а также доверие и понимание у наших партнеров и союзников, у мировой общественности.

Разработка научных методов исследования национальной безопасности особенно актуальна для России в условиях ее реформирования, выбора путей развития, усиливающихся уг­роз самому существованию нации.

Ежегодная убыль населения России составляет 750 тыс. че­ловек[1]. Серьезную угрозу представляет экономическая сла­бость России, слабость государства и неразвитость гражданс­кого общества[2].

О духовном кризисе российского общества свидетельству­ют социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проб­лем в марте-апреле 2000 г. Большинство опрошенных рес­пондентов отмечают снижение у россиян таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие, уважение к женщине и старшим, готовность помочь друг другу. Одновременно социологи отмечают усиление у росси­ян проявлений агрессивности, цинизма[3].

В международном плане не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных от­ношений России с окружающим миром; по целому ряду па­раметров нынешние военные и политические установки НА­ТО не совпадают с интересами национальной безопасности Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им[4].

Разработка средств научного анализа национальной безопас­ности основывается на ряде концептуальных положений, опре­деляющих общий подход к исследованиям социальных явлений.

Средствами формального анализа, основанными на схема­тизации в рамках формальных систем с фиксированным смыслом понятий и строгими правилами оперирования внутри этих систем, изучается "простое" в реальных социаль­ных явлениях и процессах. "Сложное" в социальных явлени­ях и процессах изучается гуманитарными методами, осно­ванными на интуиции, на понятиях и терминах, имеющих расплывчатый смысл. Между "простым" и "сложным" нет не­подвижной границы. Формальные методы анализа и прогно­за реальных явлений постоянно совершенствуются, превра­щают сложное в простое, делают это сложное доступным для понимания не только специалистов, экспертов, но и любых достаточно грамотных людей, сумевших овладеть соответ­ствующей технологией формального анализа. Этот процесс превращения сложного в простое, движения границы между сложным и простым в сторону сложного проявляется внеш­не как "отвоевывание" математикой у гуманитарных сфер исследования все новых областей, как проникновение мате­матики во все новые сферы исследования.

В то же время в любом явлении, процессе, предмете имеют­ся одновременно и простые, и сложные стороны. Какая сторо­на явления или процесса в данный момент существенна, зави­сит от того, что мы хотим, имея дело с этим явлением или про­цессом, какой стороной мы к этому явлению обращены.

Проблемы исследования национальной безопасности свя­заны с прогнозами развития геополитической структуры, развития экономики, вооруженных сил государств, их науч­но-технического потенциала, внутриполитической обстанов­ки в них. Все эти процессы являются сложными и комплекс­ными, их исчерпывающий прогноз современными средства­ми формального анализа невозможен. В то же время в тече­ние этих процессов есть "простые" стороны, которые можно прогнозировать средствами формального анализа. Примера­ми "простых" сторон обсуждаемой проблемы являются мак­роэкономические процессы (изменение с течением времени таких величин, как: валовой национальный продукт, темп инфляции, учетные ставки, доходы различных групп населе­ния и т. д. в зависимости от экономической политики прави­тельства – налогов, государственных расходов, в зависимости также от характера экономических взаимоотношений госу­дарств и т.д.), которые сейчас уже можно попытаться прог­нозировать с помощью математических моделей, процессы вооруженной борьбы с применением обычного оружия. В ос­нове моделей таких процессов лежат балансы соответствую­щих, вовлеченных в них, материальных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Сущность политического конфликта
Конфликт политический - это состояние политических отношений, в которых их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и её ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или ун ...

Последствия кризиса вокруг Ирака для мира, международной безопасности и интересов России
Сегодня предметом главного интереса становится вопрос о том, какими могут быть последствия войны для иракского государства и его народа, для региона Ближнего и Среднего Востока, а в перспективе – и всего мира. Вообще говоря, думать об эт ...

Основные ценности современной демократии
Специального рассмотрения требует такая ценность, как свобода. Если говорить откровенно, то невозможно доказать, что демократия создавалась специально для того, чтобы отстаивать и распространять свободу. На протяжении многих столетий перв ...