Методология исследования национальной безопасности
Страница 1

Другая политика » Современная концепция национальной безопасности РФ » Методология исследования национальной безопасности

Сегодня к проблемам нацио­нальной безопасности обраща­ются представители не только социологии, политологии, эко­номики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структур­ные и функциональные ком­поненты общей социальной системы национальной безо­пасности. Среди них – филосо­фы, историки, психологи, де­мографы, экологи, юристы, би­ологи и др.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию националь­ной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднознач­но и противоречиво развивающейся социальной действитель­ностью. Комплексное исследование национальной безопас­ности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только от­дельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаи­мосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление соци­альных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Изучение национальной безопасности требует нового ка­тегориального аппарата и комплексного исследования проб­лем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.

Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опаснос­ти, политика обеспечения национальной безопасности, принци­пы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектичес­кий сплав структурных компонентов этой системы олицетворя­ет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отноше­ний личности, общества и государства в их деятельности по соз­данию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита националь­ных ценностей, интересов и целей, правильный выбор наци­ональных способов и путей является главным условием обес­печения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюцион­ных процессов на параметры системы национальной безопаснос­ти стремительно растут по мере исторического развития. Это оп­ределяет необходимость выработки цельной системы коррект­ных и научно обоснованных прогностических методов исследова­ния, оценки состояния и перспектив развития национальной бе­зопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз нацио­нальным ценностям, интересам и целям Такая система прогнос­тических методов позволила бы снять социальную и экономичес­кую напряженность, предотвратить наступление крупномасш­табных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопаснос­ти относятся к числу важнейших и сложнейших проблем совре­менности. Их важность настолько велика, что все методы, сред­ства и инструменты, применение которых может помочь их ре­шению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государ­ство и общество полагались на некий синтез программных заяв­лений государственных и партийных деятелей, которые отража­ли национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им.

В настоящее время в Российской Федерации активно дора­батывается Концепция национальной безопасности (схема приведена в Приложении 1).

В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придержи­ваться единого понимания национальной цели, националь­ных ценностей и интересов.

Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю националь­ную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как иде­альный результат деятельности, удовлетворяющий устремле­ния, подавляющего большинства россиян. Если такая форму­лировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстрак­ции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспе­чения национальной безопасности. Исчезает и смысл реально­го целеполагания, как руководства при выборе одного из аль­тернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения на­циональной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих сово­купность социальных ценностей и жизненно важных интере­сов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Коммунистическая партия
Коммунистическая партия считала, что революционной ситуации во Франции не было. Армия, полиция и государственный аппарат продолжали подчиняться правительству. «Трудящиеся в своей массе вступили в борьбу прежде всего за лучшие условия жизн ...

Понятие о современной политической карте мира. Основные этапы ее формирования
Политическая карта мира - свод сведений о государственной принадлежности территорий. Политическая карта мира (ПМК) представляет собой глобальную геополитическую систему, т.е. систему геополитических отношений, складывающуюся в результате ...

Предыстории грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликта
Грузино-абхазский конфликт 4 мая 1921 года на территории Абхазии была установлена Советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советск ...