Стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономические и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.
Разработка любой стратегии обеспечения безопасности включает четыре основных этапа:
Ø изучение обстановки;
Ø определение конкретных задач;
Ø "проигрывание" различных вариантов стратегии;
Ø определение необходимых сил, средств и ресурсов.
1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков стратегии служит национальный интерес Защита национальных интересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы изменяются. Потребность государства, общества в реализации того или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве основы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть четко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побудительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не должны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение характера действия превратит "интерес" в "цель".
Например, национальный интерес может быть изложен так:
Ø суверенитет и территориальная целостность;
Ø независимость экономики;
Ø политическая стабильность;
Ø технологическая независимость;
Ø согласованность действий федерального центра и регионов.
Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии национальной безопасности остается проанализировать факторы, тенденции и события, влияющие на национальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на которые они влияют. При этом следует делать упор на группу факторов анализируемой сферы безопасности.
После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам.
В военной стратегии дополнительно определяют ресурсные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником.
Анализ среды, факторов и угроз национальным интересам позволяет оценить ситуацию в каждой сфере безопасности.
2. вторым шагом является определение конкретных задач, которые, возможно, придется решать, чтобы защитить оказавшиеся под угрозой интересы и поддержать политику обеспечения национальной безопасности в данной сфере безопасности.
При определении задач надо учитывать, что каждая задача должна относиться к конкретному интересу, задачи должны ограничивать анализируемой сферой безопасности, региона, деятельности и функции и, кроме того, надо выделить задачи, которые можно решить лишь на межведомственном уровне. Решение задач будет зависеть от ответа на вопрос "что необходимо сделать на конкретном отрезке времени при наличии ограниченных ресурсов".
3. "Проигрывание" различных вариантов стратегий представляет собой логический процесс перехода от одного варианта стратегии к другому, опираясь на ранее разработанные стратегии, подставляя в них изменения среды, факторов, угроз. При моделировании вариантов стратегий, нельзя руководствоваться отраслевыми (ведомственными) интересами. Оптимальным решение может быть лишь тогда, когда оно учитывает имеющиеся средства, ресурсы и временные ограничения. Стратегия должна быть четко изложена, чтобы служить руководством при планировании, а также ориентиром для сил и органов, обеспечивающих безопасность в конкретной сфере жизнедеятельности.
Другое по теме:
Социальный вопрос и рабочее движение
Рабочие профсоюзы использовали распоряжение об обязательной синдикализации в своих интересах. В то время как военные строили лишь теоретические схемы будущего корпоративного устройства на основе государственных профсоюзов, независимое раб ...
Основные противоречия западничества и
славянофильства
Славянофилы отрицали общую для современных им стран закономерность общественного развития и решительно противопоставляли «самобытную» Россию государствам Западной Европы. Они утверждали, что буржуазные государства находятся в упадке, под ...
Роль средств массовой информации в политическом
процессе
Политический порядок - это, прежде всего, ментальный порядок и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей. "Политика - это, прежде всего, символическая борьб ...