Сложная религиозно-политическая ситуация, сложившаяся в современной Чечне, во многом детерминирована тяжелой послевоенной экономической, социально-политической и духовной обстановкой.
За годы войны значительная часть экономики была разрушена и многие чеченцы оказались перед непреодолимыми материальными трудностями, они лишены возможности работать и получать соответствующую оплату за свой труд, восстанавливать разрушенное, пройти психологическую и медицинскую реабилитацию.
С сожалением приходится констатировать, что на территории Чечни и других Северокавказских республик частыми стали такие явления, как насилие, жестокость, а также иные трудно объяснимые поступки.
Эти тяжелые реалии жизни непосредственно влияют на общественное сознание, традиционные духовно-нравственные и поведенческие нормы, подвергая их заметной коррекции.
Часто совершаемые в этом регионе преступления: киднэпинг, зверское убийство заложников – страшный послевоенный синдром. Часто он искусственно поддерживается в целях создания негативного образа чеченца, чеченского народа. К тому же, политическая дестабилизация на Северном Кавказе выгодна многим силам, как в самой России, так и за ее пределами.
Одной из значительных сил, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию в Чечне и на Северном Кавказе, является так называемое движение ваххабитов, поддерживаемое не только некоторыми арабскими и западными странами, но и, как ни странно, Москвой.
В связи с процессом возрождения ислама на Северном Кавказе в духовно-религиозной жизни, как чеченцев, так и соседних им дагестанцев, особенно даргинцев, произошли некоторые изменения. В регионе возникло новое религиозно-политическое течение, получившее название ваххабизм. Каковы же особенности северокавказского ваххабизма?
Северокавказские ваххабиты сами себя называют “единобожцами” или “салафами” (последователями чистого ислама, того ислама, который существовал во времена пророка Мухаммада и четырех праведных халифов), свои организации они именуют “джамаатом”. Ваххабизм противоречит традиционному для Северо-восточного Кавказа суфийскому исламу.
Суфийский ислам, существующий в Дагестане, Чечне и Ингушетии в виде двух тарикатов: накшбандийа и кадирийа, - ваххабиты считают заблуждением, отклонением от норм чистого ислама, носителями которого только они и являются. Однако ни один сторонник суфийского ислама на Северном Кавказе с обвинениями, выдвигаемыми ваххабитами в их адрес, не соглашается. Более того, тарикатисты обвиняют ваххабитов в сектантстве.
Движение ваххабитов приобретает некоторый рост за счет вовлечения в их ряды неработающей и часто духовно индифферентной молодежи.
Приняв участие в военных действиях против российских войск в Чечне, ваххабиты приобрели ореол защитников родины, воинов ислама, в силу чего их позиции значительно укрепляются в послевоенной Чечне.
В 1996 году и.о. президента З. Яндарбиев издает указ, отменяющий действие на территории Чечни советских и российских законов; ликвидирует светские суды, создает Верховный Шариатский суд и соответствующие районные шариатские структуры. Законодательной базой шариатских судов становится Уголовный Кодекс-Шариат, переписанный с Суданского Уголовного Кодекса. Роль судей выполняют ваххабиты или же их сторонники. Они занимают ряд ключевых позиций в государственных, военных и религиозных структурах, а также в средствах массовой информации. Такие сторонники ваххабизма как И. Халимов, М. Удугов, А.-В. Хусаинов вошли в состав чеченского правительства. Хорошо организованные, прошедшие военные испытание ваххабитские боевые группы формально входят в состав Вооруженных сил Чечни.
Другое по теме:
Партии и гражданское общество
Партии принадлежат и гражданскому обществу, Они - связующее звено между гражданским обществом и обществом политическим, т.е. государственной сферой. Это означает, что партии свободны от непосредственного государственного регулирования, са ...
Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)
Проведение выборов различных уровней в нашей стране за последнее время показало, что особо широко в избирательных кампаниях стали использоваться имиджевые установки. Не исключением использование таких технологий стала и саратовская област ...
Определение занятости
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
К занятым относятся ли ...