В то же время в Иране и в России наблюдается и обратный процесс, когда по тем или иным причинам в эти страны идет поток вынужденных переселенцев.
В Иране в связи с обострением ирано-иракских отношений в 80-е годы ХХ в. вынужденные переселенцы оказались у западных границ страны. Огромный поток беженцев, около 1,4 млн. человек, направился из Ирака в Иран. Иранская администрация не была готова немедленно принять их и обеспечить всем необходимым. В результате многие беженцы погибли. Иранский Красный Крест не мог оказать им помощь своими силами. По оценочным данным, Иран тратил около десяти миллионов долларов в день на оказание помощи беженцам из Ирака. При этом международное сообщество не проявило должной оперативности. Фонды не были подготовлены к таким затратам и между ними не было необходимой координации. Между тем основной причиной задержек денежных вливаний являлись напряженные отношения между Ираном и потенциальными донорами, особенно США. По данным некоторых зарубежных авторов, на каждый доллар США, потраченный на беженцев в Иране, 7,60 были потрачены на турецкой границе. Из 207,6 млн. долларов, направленных США в наиболее критический момент, 20 млн. пошли на оказание помощи беженцам в Иране. Если оценивать помощь международных фондов на нужды беженцев в середине мая 1991 г., то лишь половина всей суммы, назначенной для помощи беженцам на турецко-иракской границе, была направлена в Иран. 550 тыс. человек осели в Иране (по другим данным, 300 тыс.). Лагеря курдских беженцев были переполнены, и Иран заявлял, что не желает, чтобы вынужденные переселенцы надолго задерживались на территории страны5. Беженцев кормили хлебом и картофелем, а также строго контролировали их перемещение, а зачастую и вовсе запрещали перемещения. Это осложняло контакты членов семей, распределенных по разным лагерям.
В результате наступления иракской армии осенью 1980 г. были разрушены кварталы крупных иранских городов Абадан и Хорремшехр. Значительные повреждения получили многие малые города и деревни. Ахваз и Дизфуль подверглись бомбардировкам, и им был нанесен существенный урон. В связи с этим около 10 тыс. человек было вынуждено покинуть юго-западные районы. Правительство разместило их в специальных поселениях для беженцев в Ширазе и Тегеране, а также ряде других городов, не охваченных военными действиями. Во время оккупации Ираком Хузестана Иран принял во внутренние районы страны до 1,5 млн. беженцев. После 1983 г., когда Ирану удалось вернуть значительную часть Хузестана, некоторое количество беженцев вернулось на свои прежние места жительства.
Между 1980 и 1981 гг. правительство Ирака объявило 200 тыс. человек иранцами и выдворило их из страны. Это были жители Ирака, но шииты, которые проживали в местах поклонения шиитским святым. Они являлись курдами-фейли, которые целыми семьями проживали в Ираке еще с 18 столетия. Эти люди лишились в Ираке своих сбережений и прибыли в Иран, не владея персидским языком. Иранское правительство должно было обеспечить их едой и кровом.
В результате вооруженного противостояния между иранской армией и отрядами Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), базировавшейся в восточной части Иракского Курдистана, в августе 1993 г. 10 тыс. курдов остались без крова. Вместе с тем возможности Ирана в оказании помощи беженцам весьма ограничены, поэтому нельзя безоговорочно поддерживать утверждение о том, что Иран обязан обеспечить курдским беженцам безпроблемное существование.
Кроме того, политические процессы в Афганистане заставили афганцев искать убежище в северо-восточных районах Ирана. 2,3 млн. чел. были афганцами. Афганские беженцы были сосредоточены в нескольких лагерях, расположенных в восточной части страны. 1/3 из них проживала в таких городах, как Мешхед, Шираз и Тегеран. Их появление в Иране являлось следствием введения советских войск в Афганистан. В 80-е годы проблема афганских беженцев стояла довольно остро для Ирана. В 1984 г. наблюдалась новая волна беженцев из Афганистана. Не запрашивая гуманитарной помощи, Ирану удалось обеспечить их элементарным жильем в окрестностях городов в Хорасане и едой. Эти люди пользовались определенными правами, предоставленными муниципальными властями, в том числе возможностью посещения школ детьми зарегистрированных беженцев.
Другое по теме:
Потребность и сущность власти
Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психоло ...
Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение
В советское время народ - это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачами развития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ
совокупность граждан государства.
Народ - граждане. Население - все физич ...
Политическая мысль XIX века
На рубеже XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии прежде всего в русле немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.
Человек, считает он, долже ...