Политические процессы, происходившие на рубеже ХХ и XXI веков на Ближнем и Среднем Востоке и в мире, актуализировали такой аспект современной истории, как проблема вынужденных переселенцев. Она в равной мере затрагивает интересы как Ирана, так и России, где возникли многочисленные диаспоры и анклавы. Традиционно под диаспорой понимают часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности1.
Эта проблема не остается без внимания российских и иранских специалистов, а также находит отклик на страницах средств массовой информации как у нас, так и за рубежом. В числе важных работ отметим монографические исследования В.И.Дятлова, А.В.Курбанова, Ф.Бадерхана, О.И.Брусиной и др.2 В них показывается, что диаспоры становятся важным фактором современных международных отношений, поскольку их возникновение связано как с взаимодействием государств, так и миграционными процессами. В связи с этим не безынтересно рассмотреть принципы взаимоотношений между диаспорой, исторической родиной и государством проживания (Ираном и Россией).
В Иране эта проблема обострилась после иранской революции 1978–1979 гг. Эмиграция населения, не воспринявшего идеи иранской революции 1978–1979 гг., началась в 80-е годы ХХ в. В постреволюционный период наблюдался отток образованной части иранцев из страны3. Оценочные данные этой группы варьируются от 750 тыс. до 1, 5 млн. чел. Большинство эмигрантов предпочло осесть в странах Западной Европы или США. Община иранских переселенцев возникла и в Турции, их численность, по неофициальным данным, составляла 600 тыс. человек, хотя Анкара заявляла, что их количество не превышало 30 тыс. В США также число иранцев с 122 тыс. в 1980 г. увеличилось до 200 тыс. в 1986 г. Иранцы в основном были сосредоточены в южной Калифорнии4.
Иранские эмигранты, как правило, являлись высококвалифицированными специалистами. Многие из них получили ученые степени в университетах США и Западной Европы. Это были в основном состоятельные люди, которые вывезли из Ирана свои сбережения во время и после революции. Многие из них составляли часть дореволюционной политической элиты. Среди них были и специалисты в области иранистики, сумевшие опубликовать немало интересных и глубоких исследований по современной истории Ирана. Они участвовали в научных международных форумах, например, выступали с научными докладами в Париже в 1999 г. на конгрессе иранистов Европы.
Другую часть эмигрантов составили представители некоторых религиозных меньшинств, например, члены секты бехаитов и иудеи. Это также были интеллектуалы, находившиеся в оппозиции шахскому режиму, ограничивавшему свободу слова, и за то же самое не воспринявшие новый режим исламской республики. Среди эмигрантов оказались крупные промышленники и бизнесмены, представители национальных меньшинств, а также молодежь, уклонявшаяся от военной службы и других принудительных повинностей.
Таким образом, причиной иранской эмиграции послужила в основном политическая нестабильность и связанные с ней перемены в политическом и экономическом курсе новых властей. Освободившиеся социальные лакуны были заняты представителями клерикальных слоев, преимущественно выходцами из «базари», различных национальностей, в основном являвшимися персоязычными иранцами-шиитами.
После распада Советского Союза аналогичная проблема актуализировалась и в Российской Федерации. Политические и экономические сложности и неурядицы послужили причиной выезда некоторой части населения Советского Союза в США, страны Западной Европы и Израиль. В последнем, как известно, существует обширная диаспора русских евреев, играющих важную роль в политических и экономических процессах страны. В целом большое количество наших соотечественников давно уже проживает в странах дальнего зарубежья (например, США и Франции). Среди них немало тех, кто стремится сохранить свою этническую и культурную самобытность. Однако после распада СССР в новом зарубежье 25 млн. россиян оказались за рубежом не по своей воле. В настоящее время наблюдается процесс становления российской диаспоры в новых независимых государствах. Идет формирование и развитие институтов и организаций, цель которых – поддержать существование и развитие россиян как этнической общности в иноэтнической среде; идет процесс осознания ими себя как диаспоры.
Другое по теме:
Демократия участия
Концепция демократии, разработанная в 20 веке (Л. Штраус, Э. Фегелин и др.) предполагает, что для успешного функционирования политической системы необходимо, чтобы все большая и большая часть общества активно участвовала во всех сферах ег ...
Организация тайной армии
Потерпев неудачу в организации мятежей, ультраколониалисты создали нелегальную террористическую «организацию тайной армии» (ОАС), которую возглавил генерал Салан. Члены ОАС устраивали взрывы бомб и политические убийства во Франции и в Алж ...
Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на ...