Ø активизация борьбы в среде преступных сообществ за жизненные сферы и территории влияния;
Ø активизация преступных посягательств на бизнесменов, банкиров, политических деятелей и резкий рост заказных убийств.
В ближнесрочной перспективе можно прогнозировать рост влияния оргпреступности на легальную экономику. По оценкам специалистов, в ближайшее время теневой капитал будет контролировать до 45% ВВП России[11]. По мере вытеснения криминальных структур из сферы легальной экономики они неизбежно будут занимать нишу в сфере нелегального бизнеса – наркобизнес, торговля оружием и людьми.
В условиях перехода к рыночной экономике и смены форм собственности возросли угрозы внутренней безопасности России в социальной сфере.
Государственная социальная политика как в отношении всего населения, так и конкретных его слоев, групп и общностей остается малоэффективной.
Социологический анализ показывает, что в современных условиях только 1,2% опрошенных россиян считают, что их права в социальной сфере соблюдаются (право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание). Еще 12,7% опрошенных склонны считать, что социальные права личности и конкретно их собственные соблюдаются "в большинстве случаев". Однако в 6 раз больше тех, кто придерживается противоположного мнения: "социальные права личности в современном российском обществе не соблюдаются"[12].
Среди реальных угроз внутренней безопасности России в социальной сфере можно выделить следующие:
Ø бедность;
Ø нарушение прав личности на безопасность, труд, образование, жилье, бесплатное здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость;
Ø распространение наркомании, пьянства, хронических и инфекционных заболеваний;
Ø падение духовности в обществе; массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни;
Ø деградация социальной сферы с постепенным приданием всем процессам необратимого характера;
Ø признание общественной нормой массового нарушения законов;
Ø сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности.
Особенностью российской бедности конца XX века являлась ее стремительность распространения. Всего за несколько лет Россия превратилась из богатейшей страны в одну из беднейших стран мира по уровню материального благосостояния населения. В стране продолжается рост семей, в которых минимальный доход в месяц на одного члена семьи находится на уровне прожиточного минимума. По данным официальном статистики, численность населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 г. составила более 30 млн. человек, что составляет 21% всего населения страны. Согласно данным ВЦИОМ за 1999 г., 60-80% россиян "перебивается" на уровне прожиточного минимума. По уровню жизни Россия сравнялась сегодня с Анголой и Коста-Рикой. В структуре бедного населения особенно тяжелое положение складывается в многодетных семьях.
Следствием бедности и нищеты населения являются снижение общего уровня здоровья нации, сокращение продолжительности жизни, превышение смертности над рождаемостью.
Состояние здоровья населения страны на парламентских слушаниях "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России" 13 мая 1997 г. было признано как кризисное. За последние годы оно не улучшилось. Основным проявлением этого кризиса стало беспрецедентное для мирного времени уменьшение численности россиян. За последние годы значительно возросла смертность населения во всех возрастных группах, достигнув показателя 14,6 на 1000 человек. Число умерших превышает число родившихся ежегодно в 1,75 раза. В общем числе умерших 1/3 составляют лица трудоспособного возраста. Остаются высокими младенческая и материнская смертность. Показатели средней продолжительности жизни снизились до 64 лет (у мужчин – до 58 лет). Смертность в возрасте 20-30 лет увеличилась на 61%.
Другое по теме:
Актуальные проблемы укрупнения регионов
Одним из основных препятствий для эффективного укрупнения регионов на сегодняшний день является отсутствие целостного видения «конечного продукта» укрупнения. Нет ответов на вопросы: сколько должно быть субъектов Федерации, каким статусом ...
Признаки
политического режима
Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а так ...
Политические манипуляции. Понятие политического
манипулирования
Политическое манипулирование (ПМ) — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к ...