Субъекты и механизм власти
Страница 2

Другая политика » Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе » Субъекты и механизм власти

Существуют два способа рекрутирования политической элиты. Наиболее демократический – это выборы посредством избирательной кампании. Однако, как показывает практика, большинство важных политических постов занимают видные юристы, бизнесмены, ответственные военные по распоряжению главы исполнительной власти.

Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.

Господствоосновано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и тех по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определённую дистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах.

Руководствозаключается в выработке и принятии принципиально важных для общества в целом решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив.

Управление

осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководством решений. Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный (бюрократический) аппарат, чиновничество.

Организация

предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей.

Контроль

обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль также выполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют её управленческие воздействия.

Как уже было сказано, важную роль в механизме власти занимают процессы принятия и реализации политико-управленческих решений. Это предполагает проведение таких операций, как сбор и систематизация необходимой информации, разработка на этой основе альтернативных предложений и проектов, формализация решения, т.е. придания ему обязательной силы. Формализация политических решений осуществляется высшими государственными органами: парламентом и правительством. В современных условиях важнейшую роль в подготовке, а затем и реализации решений играет чиновничье-бюрократический аппарат. Именно здесь, в канцеляриях и департаментах осуществляется основная управленческая работа, принимаются практические решения. После того как принято решение, наступает, пожалуй, самый ответственный момент в осуществлении власти – реализация властной воли. Несколько упрощая ситуацию, можно назвать четыре необходимых условия эффективного решения намеченных целей.

1. Последовательная деятельность политического руководства по выполнению поставленных целей. В случае необходимости может быть осуществлена в установленном порядке корректировка принятого решения. Главное – не отступать от принятого решения до тех пор, пока не будут реализованы его основные задачи.

2. Способность мобилизации средств, обеспечивающих максимальное использование ресурсов общества в процессе выполнения принятых решений.

3. Необходимость нейтрализации действий, направленных против поставленных властью целей.

4. Способность обеспечить для выполнения принятых решений поддержку тех социальных групп, интересы и действия которых особо значимы в ходе реализации решения.

В случае выполнения этих условий можно говорить о силе власти, её способности владеть ситуацией, что является одним из признаков её легитимности.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Политические конфликты. Характеристика. Пути разрешения. Общая характеристика концепции политических конфликтов
Политический конфликт – форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по во ...

Политические партии и партийные системы. Партийные системы
Партийные системы-это совокупность полит-х партий в рамках одной страны и характер связей между ними. Партийные системы различаются по количественно-му и качественному критериям. По количеству партий выделяют: 1.Однопартийная системы, г ...

Позиция России как государства-члена ООН в разрешении иракского кризиса
Весь период военных действий в Ираке российское руководство проводило последовательную политику сдерживания и неприменения военной силы против Ирака. Для российского руководства и военных аналитиков, знакомых с военно-политической и межд ...