Конституционная практика Пятой Республики
Страница 2

Другая политика » Политика Пятой республики во Франции » Конституционная практика Пятой Республики

Победа де Голля была обусловлена многими причинами. Здесь и страх перед гражданской войной, которую он брался отвратить. Здесь и глубокое недовольство всем прежним курсом политики буржуазных партий. Здесь и дискредитация государственных институтов, созданных прежней конституцией (и раньше всего парламента), вследствие их намеренного извращения правительственными партиями.

В данном случае важное значение приобретает личность самого де Гопля, о котором говорили, что он обладает качествами благородного дворянина XVI век. Уйдя на пенсию (см. ниже), де Голль отказался и от генеральской и от президентской пенсий, живя на гонорары, которые получил за свои военные мемуары. Однажды поутру, обнаружив пропажу египетской статуэтки, которую очень любил де Голль спросил у жены: "Мадам, Вы не знаете где ." - Я ее продала, - ответила жена. - Разве Вы не знали, как она мне дорога?

- Шарль, - ответила жена, - а Вы знаете, на какие средства мы живем? Новая французская конституция сосредоточила власть в руках одного человека. Она лишила парламент Франции всякого значения. Во всех областях государственной жизни авторитарное руководство ("режим личной власти") подменило демократический контроль.

Избрание президента республики производилось в два этапа: сначала избирали коллегию выборщиков; последние избирали президента. Этот порядок, одобренный в 1958 году самим де Голлем, перестал устраивать его в 1962 году.

Новой реформой избрание президента Франции было предоставлено референдуму.

Стремясь провести эту реформу, де Голль дал понять, что уйдет в отставку, если его предложение не будет принято. Когда реформа была проведена, де Голль следующим образом объяснил ее значение: необходимо, чтобы Францию "возглавляла постоянная власть, которая была бы в состоянии управлять судьбой страны и в случае надобности немедленно принимать - а вы знаете, что это понадобится, - решения огромной важности".

Характеризуя политический режим, созданный конституцией 1958 года (так называемой V республики), можно отметить: а) бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответствен ни перед ним, ни перед избравшим его народом); б) сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны); в) зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности); г) несправедливость избирательной системы, прямо и недвусмысленно благоприятствующей правительственным партиям и мешающей оппозиции (на выборах 1962 года, например, правительственная партия ЮНР получила всего на 300 тыс. голосов больше, чем компартия, но в 20 раз больше депутатских мест).

В апреле 1969 г . состоялся референдум, с которым де Голль связал свое пребывание у власти. Французский народ высказался против предложений президента о реорганизации сената и новой административно-территориальной реформе. Де Голль демонстративно ушел в отставку. И вскоре умер.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Политические технологии лидеров
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг . Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организа ...

Формы правления (монархия, республика)
В монархии формально источником власти явл-ся одно лицо, кот-ое получает власть по наследству. Абсолютная – всевластие монарха (Катар, Оман, ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней. Конституционная – монарх исполняет представительск ...

Национализм как идеология
Национализм как идеология – разновидность группового эгоизма, не признающая равноправия наций и их представителей. Фашистская идеология – крайне радикальная форма национализма. Она трактует понятие нация как высшую вечную общность, основ ...