Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества
Страница 1

Другая политика » Политика и власть, типы избирательных систем » Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества

В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно:

- традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

- социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В первом подходе политика предстает как особая, отличная от других, сфера общественной жизнедеятельности, в рамках которой отдельные индивиды и организации ведут борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти. В этой связи В.И.Ленин справедливо подчеркивал, что "без власти или, по меньшей мере, без определенного влияния на власть не может быть и серьезной политики". И политика, по его мнению, это ничто и иное, как "участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

С этих же позиций выступает и классик немецкой политической мысли М. Вебер: "Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которых оно в себе заключает… Государство, подобно политическим ассоциациям, которые ему исторически предшествовали, состоит из отношений господства одних людей над другими…"

Было бы, однако, неверным сводить суть политики только и исключительно к борьбе за власть. Наиболее глубоко содержательное значение этой сути раскрывается в определении политики как науки и искусства государственного управления, как целенаправленной деятельности по организации совместной жизни людей в обществе, вне которой эта жизнь просто неосуществима.

Следует иметь в виду, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом, к возникновению состояния напряженности, к нарушению равновесия социальных отношений, а нередко и к их кризису. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба, не приняла бы формы войны “всех против всех”, требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию предотвращения такого развития событий и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Не случайно политику очень часто определяют как “искусство жить вместе, искусство единства во множестве”.

Во втором подходе политика, как общественная деятельность, не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они “затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.” Поэтому нередко говорят: “Куда ни кинь – везде политика”. Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены “под каблуком”.

Вообще же, с функциональной точки зрения, роль политики в любом сообществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Глобализация и этносоциальная эволюция
Процессы глобализации для современных социальных наук стали одним из важнейших направлений исследований. В тех из них, где исследователи затрагивали социокультурный ракурс этого явления, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации ...

Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов
Понятия «конфликт» рассматривали с разных точек зрения. Специалисты-словесники истолковывали его как столкновения противоположных сторон, мыслей, сил, серьезные разногласия, острый спор. Социологи характеризовали как высшую стадию развити ...

Проблема права и правового государства
Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут о ...