Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия
Страница 8

Другая политика » Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия » Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия

Обращение к историческому прошлому также позволяет увидеть нелегкий путь “прописки” шариата в Чечне. Еще в период Кавказской войны Шамиль пытался навязать кавказским горцам, в том числе и чеченцам, шариат, искоренив древние адаты, но эта его попытка фактически провалилась. Адаты оказались настолько укорененными в жизни горцев, что шариат,утверждаемый Шамилем, вынужден был приспособиться к их традиционным этнокультурным особенностям.

Некоторые функции, связанные с регулированием части семейно-бытовых конфликтов, религиозно-погребальных обрядов и др. принадлежали шариату. А чеченский этикет, подчеркнутое гостеприимство, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть и пр. все большей степени базировались на нормах адата.

Понимая, что шариат в его ваххабитском варианте в Чечне не может закрепиться в силу доминирующей роли традиционной чеченской политической и духовной культуры, юрист и общественный деятель Хож-Ахмед Нухаев в газете “Грозненский рабочий”, а затем в “Независимой газете” высказал свое видение политико-государственного устройства Чеченской Республики Ичкерия.

В проекте программной декларации “Об основах организации государственной власти ЧРИ” он пишет, что "чеченцам чужды модели Запада и Востока”, так как они не европейцы и не азиаты, а кавказцы. Поэтому государственную власть в Чечне он предлагает организовать “на базе национальных институтов и тысячелетнего опыта общественной структуры чеченского народа для того, чтобы сохранить национальные ценности, обеспечить государственный суверенитет чеченского народа, гражданский мир и национальное согласие в республике”.

С его точки зрения, эту задачу призван выполнять “коллективный орган глав тайпов” - Мехк Кхел (Совет Страны) - избираемый через всенародный референдум и признаваемый Высшим представительным органом власти ЧРИ. Совет Страны формирует три ветви власти - законодательную, судебную и исполнительную, выступая гарантом их легитимности.

Проект Х.А. Нухаева предусматривает наличие в ЧРИ Конституции, основывающейся на правовых, моральных предписаниях священного Корана. Вместе с тем, проект предполагает принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти признаются независимыми. Естественно, данный принцип противоречит шариату, предполагающему соединение в одном лице(главе государства) светской и духовной власти.

Органы государственной власти Х.А. Нухаев предполагает формировать через “многоуровневую систему отбора, выдвижения кандидатур от родов, тайпов и тукхумов”. От всех девяти чеченских тукхумов избирается Мехк Да - глава государства. Равное представительство тукхумов предполагается в Лор Ис - Высшем законодательном органе и Юст Ис - Высшем судебном органе. Национальные меньшинства, по его мнению, должны участвовать в политической жизни государства, делегируя лидеров своих общин в Мехк Кхел. Такова в самых общих чертах альтернативная шариатскому правлению концепция государственного устройства ЧРИ, предложенная Х.-А. Нухаевым.

Конечно, эта концепция максимально приближена к социальному устройству чеченского общества. Она отвечает ментальным особенностям народа, в отличие от системы шариатского правления, объявленной в Чечне. Противоречащая чисто шариатскому правлению, концепция Нухаева получила определенную общественную поддержку. В местных средствах информации о ней отзываются с одобрением, признавая ее более приемлемой моделью политико-государственного устройства Чечни.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Цезура: 1945 год
1945 год двойная победа: победа американской талассократии и континентальной мощи Советского Союза. Если в течение нескольких недель и месяцев после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки США выглядели непобедимыми, то победа Мао Цзеду ...

Основные типы партийных систем
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в д ...

Основные противоречия западничества и славянофильства
Славянофилы отрицали общую для современных им стран закономерность общественного развития и решительно противопоставляли «самобытную» Россию государствам Западной Европы. Они утверждали, что буржуазные государства находятся в упадке, под ...