Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы, ее площадь - 450 тыс. квадратных километров (174 тыс. квадратных миль) с «ярко выраженной экспортной направленностью»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национального продукта и более 30% промышленных товаров. Швеция принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных капиталистических стран. Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и капитала. Монополизация экономики очень высока в Швеции. В Швеции общий тираж ежедневных газет - 4 миллиона экземпляров! Это очень высокий показатель, который говорит о влиянии прессы на шведское общество. В регионах наибольшей популярностью пользуются именно региональные, а не центральные газеты. У шведского рынка нет чёткого разделения между бульварными газетами для большинства и изданиями для элиты. Ежедневные качественные газеты читают во всех слоях общества, вне зависимости от уровня образования и доходов. Шведское государство поощряет создание новых газет - в том числе за счёт налоговой политики. Тем, кто проигрывает в конкурентной борьбе, предоставляются субсидии. Цель выдачи таких субсидий – способствовать многообразию средств печати. Такая помощь не налагает обязательств на газету, а, следовательно, не ущемляет ни права журналистов, ни свободу печати в целом. Государство считает, что граждане должны получать информацию из разных источников. На телевизионном рынке Швеции сегодня большое разнообразие каналов, в том числе коммерческих, финансируемых за счёт рекламы. Кстати, шведская компания MTG, которая владеет многими из этих каналов, является крупным инвестором и на российском рынке масс-медиа. Несмотря на рост популярности коммерческих каналов в Швеции, общественное телевидение не сдаёт свои позиции. Оно финансируется за счёт абонентной платы с населения. В результате на общественных каналах Швеции практически нет рекламы. По своей структуре шведское общественное телевидение является акционерным обществом. Его акциями владеет независимый фонд. Правление фонда назначается правительством после консультаций со всеми партиями в риксдаге. В правление включают, в том числе, представителей неправительственных организаций. Однако ни правление, ни риксдаг или правительство не имеют права влиять на содержание программ или осуществлять цензуру. Вообще в Швеции практически невозможно оказать давление на журналистов. На страже их прав – законы и традиции. Первый Акт о свободе печати появился в Швеции ещё в (1766) году – раньше, чем где-либо в мире.
В основе журналистских свобод лежат три принципа.
1. Принцип всеобщего доступа к информации, в том числе к государственным документам.
2. Принцип свободы предоставления информации. Это означает, что любой человек, например чиновник, может анонимно поделиться с журналистом любой информацией.
3. Принцип максимальной личной защиты. Всю ответственность за материал несёт не сам автор, а ответственный издатель.
Вместе с тем при любых обстоятельствах журналист не должен выходить за рамки профессиональной этики. В Швеции на страже кодекса чести стоят Совет по делам прессы и прессомбудсман (в его обязанности входит рассмотрение жалоб граждан на публикации журналистов). Деятельность Совета финансируется Союзом журналистов и Ассоциацией издателей газет. Швеция стала первой страной в мире, где журналисты добровольно создали такую систему самоограничений. Шведские СМИ занимают центральное место в деле предоставления гражданам доступа к информации. Считается, что это фундамент демократии. Такое же важное значение имеет собственное, независимое наблюдение СМИ за работой власти. Власти Швеции находятся под постоянным давлением СМИ. Благодаря этому служители народа, лучше делают свою работу.[19] В судах Швеции истцы часто подкрепляют свои судебные иски решениями и заключениями независимых органов саморегулирования СМИ. А суды, в свою очередь, очень часто обосновывают свое решение этическими принципами и мнением Совета по делам прессы. Это обстоятельство крайне не удобно для журналистов, поскольку результаты добровольного процесса, финансируемого самой прессой, используются впоследствии против нее же.
В 1916 году был создан Совет по взаимодействию прессы. В его состав входят: Клуб издателей, Ассоциация шведских журналистов, Союз издателей Швеции, Радио Швеции, Телевидение Швеции, Образовательное радио и Союз радиовещателей. В состав Совета входят 6 человек: 3 (от общественности, включая судью – Председателя Совета), 3 (от газет: 1 – от Ассоциации газетных издателей, 1 – от Союза журналистов, 1 – от Национального пресс-клуба). Финансируется Совет за счет штрафов и выговоров, которые получают СМИ. Совет возглавляет судья, как правило, Верховного или Верховного административного суда. На данном этапе для урегулирования работы СМИ действует так называемый этический кодекс прессы, радио и телевидения. Принят он в 1978 году Советом по взаимодействию прессы. Действует и до сих пор, правда, с поправками и изменениями. Согласно тексту кодекса, профессиональная этика заключается главным образом не в применении раз и навсегда установленного набора правил, а в постоянной ответственности журналиста за все свои действия. Цель кодекса - способствовать выработке профессионального поведения у работников прессы, радио и телевидения.
Другое по теме:
Демократический и авторитарный политический лидер
Возможна дифференциация и типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяются два стиля – демократический и авторитарный. Политический с ...
Перспективы процесса укрупнения субъектов Федерации
Так нужно ли укрупнение субъектов Федерации? С точки зрения дальнейшего развития государства – жизненно необходимо, причем в достаточно сжатые сроки. Однако происходить оно должно с учетом всей совокупности факторов, оказывающих влияние н ...
Легитимность и легитимация политической власти
Легитимность – термин, который широко применяется в современной политической науке и политической практике. Иногда его трактуют предельно широко, отождествляя с формальной юридической законностью. Однако это далеко не всегда так. С психол ...