Информационное воздействие на психику человека оказывается в течение практически всей жизни. Этому воздействию человек подвергается в различных ситуациях, которые можно обозначить как «коммуникационные ситуации». Коммуникация, или передача информации, в отличие от общения может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникация часто связана с опосредованным общением, то есть с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе СМИ – телевидения, радио, прессы и т.п. [10]. Техногеничность вещательной практики телевидения новейшего времени формирует в общественном сознании видимость существенного влияния на дискурс общественной мысли. Телевидение, сегодня служит каналом доставки, прежде всего определенных идей, облаченных в привлекательную упаковку информационного и аналитического вещания. Кроме того, сегодняшняя практика телевидения выстраивается таким образом, что не только новейшие технологии, но и новообразующиеся виды и формы вещания, активно формируют у публики восприятие телевидения как некой ситуации игры в реалии жизни [6]. Отличительной чертой нашего времени является переход к новому качественному состоянию общества, которое характеризуется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации. По словам Л.Буевой, сама человеческая «деятельность порождает новую реальность» [13]. Рассматривая проблему информационно-психологической безопасности личности, важно отметить, что использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на людей достигло таких масштабов, что стало представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и общества в целом. Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, негативно влияет на адекватное восприятие социально-экономической и общественно-политической ситуации. Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Это информация, вводящая людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяющая адекватно воспринимать и окружающий мир, и самого себя. В другую группу источников угроз можно объединить действия людей, преследующих собственные цели, использующих различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов. Это деятельность различных лиц – от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, до наших повседневных партнеров по межличностному взаимодействию. Помимо внешних существуют и внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности, заложенные в самой биосоциальной природе психики человека, благодаря чему люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Также необходимо учитывать и то, что в кризисных изменениях общества внушаемость людей повышается и возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Наряду с выделением основных источников информационно-психологического воздействия следует назвать и основные его средства. К ним относятся: средства массовой коммуникации; литература; искусство, в том числе различные направления массовой культуры; образование; воспитание; личное общение [15]. Самым мощным и результативным инструментом из перечисленных средств являются сегодня средства массовой коммуникации. В настоящее время переход от доминировавшей прежде информационной функции электронных СМИ к сервильно-комментирующей приводит к тому, что факт, событие становятся лишь поводом для выражения чьего-то мнения. Таким образом, почти незаметно происходит виртуализация реальной действительности, когда само телевидение формирует повестку дня собственной сетки вещания, структуры и соотношения в эфире программ разных типов и видов. Изначальное доверие, которое характеризовало отношение к телевидению, сменилось функционально-прагматическим подходом, характеризующимся тем, что эфирная продукция электронных СМИ воспринимается, прежде всего, как некий продукт, товар, имеющий конкретную цену. Устанавливается прямая корреляция между рейтингом популярности программы и стоимостью размещаемой рекламы [4], влияющей на фундаментальные мировоззренческие основы общества, осуществляя пропаганду образа жизни. Одной из форм манипулирования массовой аудиторией является искусственное создание потребностей. Достижению состояния повышенной готовности для восприятия внушения способствует, в частности, использование метода дробления телевизионных передач включением в них блоков рекламы, фрагментарное разнесение текста сообщения по разным полосам газеты и т.д. Цель таких действий заключается в создании затруднения для потребителя информации в плане постижения им смысла воспринимаемой информации. Для распыления и лишения смысла применяется такая техника, как сенсационность, формирующая у человека ощущение неспособности самостоятельно разобраться в происходящем и приводящая его в состояние пассивности и инертности. Таким образом, снижается психологический уровень защиты и критичности, что способствует повышению уровня внушаемости, необходимой для внедрения в сознание людей пропагандируемых ценностей [8]. Тем более что, являясь объектом информационно-психологического воздействия со стороны масс-медиа, человек не в состоянии организовывать и осуществлять встречное контрманипулятивное воздействие, так как каналы средств массовой коммуникации являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации. Значительная часть приемов и методов манипулятивного воздействия на психику и поведение людей основана на использовании различных закономерностей восприятия, мышления, эмоциональной сферы человека. Социально-психологические стандарты неадекватного поведения людей с успехом формируют слухи и сплетни, или инфологемы, появляющиеся на свет как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных манипулятивных воздействий. Инфологемы воздействуют на человека в течение практически неограниченного времени, поскольку легко попадают в инфофонд и тезаурусы, и в качестве их элементов участвуют в формировании искаженной картины мира. Формируя устойчивые стереотипы поведения, инфологемы способны дезориентировать целые поколения [5].
Другое по теме:
1
«Сепаратный плюрализм» определяется некоторыми исследователями как «разделение общества на субкультуры или политические лагеря, отличающиеся друг от друга по принципу религиозной принадлежности или идеологической платформы. Каждый из них ...
Зарождение института разделения властей
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и ...
Политические элиты России. Особенности политических
элит в России
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания ...