Летом 1948 года завершился «год перелома» в процессе установления социализма в Венгрии.
Надо заметить, что в 1948 году в странах советской сферы влияния, то есть в ГДР и Восточной Европе буржуазия, по существу, была отстранена от власти.
15 мая 1949 г. состоялись выборы в парламент. Из более 6 млн. человек, имевших право голоса, 94,7% приняли участие в выборах. Из них 95,6% отдали свои голоса за кандидатов Народного фронта. Правда, голосование проводилось по новой избирательной системе, согласно которой в бюллетенях фигурировали только кандидаты, выдвинутые реорганизованным под руководством ВПТ Национальным фронтом венгерской независимости – отсутствие легальной избирательной борьбы и соперничества партий и их кандидатов, невозможность безнаказанно вести открытую агитацию против выдвинутых кандидатов и тем более против программы «народной демократии», пропагандировать контрпредложения и выдвигать контркандидатов сводили для противников все более утверждавшегося строя возможности воздействовать на колеблющуюся или аполитиченую часть избирателей, сплачивать и воодушевлять тайных приверженцев оппозиции к минимуму.
В новом парламенте имелось 402 депутатских места. Среди избранных было 45% рабочих, 28% крестьян, 23% интеллигенции. 71% нового парламента являлись членами ВПТ. Продолжалось увеличение численности государственного аппарата. К весне 1949 г. он вырос на 10% (67% руководителей промышленных предприятий составляли бывшие рабочие). Начался процесс обновления командного состава армии и полиции за счет выходцев из рабочих и крестьян. Если в январе 1949 г. только 5,5% офицерского состава являлись выходцами из трудящихся, то к концу 1950 г. их процент составил 80,7%.
К концу 1949 г. в руках государства были сосредоточены вся крупная, средняя и частично мелкая промышленность, кредитная система, транспорт, внешняя торговля, большая часть внутренней торговли.
По инициативе ВПТ и ВНФН Государственное собрание 18 августа 1949 г. приняло, а через два дня обнародовало конституцию, по которой Венгрия стала именоваться Венгерской Народной Республикой. Конституция закрепила политические завоевания рабочего класса: «В Венгерской Народной Республике вся власть принадлежит трудовому народу».
В документе подчеркивалось, что Венгерская Народная Республика стремится осуществить социалистический принцип «от каждого по его способностям, каждому по его труду».[57]
Новый закон гласил, что высшим органом власти в республике является Государственное собрание, которое избирает Президиум ВНР и Совет министров. 22 октября 1950 г. состоялись первые выборы в местные советы. Треть избранных в советы представляли там ВПТ. Создание местных советов - органов диктатуры пролетариата – предполагало «вовлечение» широких масс трудящихся в управление государственными делами.
Таким образом, начиная с осени 1947 и до весны 1949 г. - произошла полная ликвидация органов прямой демократии, что осуществлялось в целях установления диктатуры пролетариата. Все это явилось результатом предшествовавшего периода политически деятельностного, неблагоприятного состояния дел в международном рабочем движении, неправильного, одностороннего и догматического толкования диктатуры пролетариата, схематичного копирования строительства социализма в Советском Союзе, вульгаризованного применения идей марксизма-ленинизма.
В то же время нельзя не отметить ловкое маневрирование, изощренную тактику компартии Венгрии, которая, не имея большинства голосов в стране, сумела тем не менее в течение четырех лет привести Венгрию к социализму. Впрочем, тот же процесс наблюдался и в других странах Восточной Европы, что объясняется вхождением их в советскую сферу влияния.
Другое по теме:
Правительство Д. Торо (июнь 1936 г. - июль 1937 г.).
Сразу же после прихода во дворец Кемадо, резиденцию президента страны, военные стали развивать идеи перестройки всего общества на принципиально новых основах. В первую очередь предстояло решить серьезные экономические проблемы, доставшиес ...
Основные типы партийных систем
Партийная система – часть политической системы общества. Представляет собой совокупность партий в государстве, прежде всего тех, которые реально участвуют в борьбе за государственную власть и в распределении этой власти, а также принципы ...
Сущность и характерные особенности политического лидера
История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "пр ...