Наиболее заметное, противостояние - между губернатором и главами администраций Волгограда и некоторых районов Волгоградской области - будет сохраняться еще долгое время, так как отсутствует идеология вертикального подчинения всех структур исполнительной власти. В основе конфликтов этого рода - несовершенство законодательства. Политическое русло, в которое это противостояние может вылиться, явится лишь усиленной формой борьбы оппонентов за свои экономические интересы.
В СМИ эти конфликты освещаются по-разному, в зависимости от принадлежности издания к тому или иному лагерю. Необходимость вмешательства федеральных властей в конфликты между региональными и местными властями и его эффективность вызывают у экспертов сомнения. По мнению некоторых журналистов, федеральные власти заинтересованы в подобных конфликтах, так как внутренняя борьба препятствует образованию сильной оппозиции центру. Эксперты считают, что федеральные власти должны влиять на конфликтные ситуации законными мерами, усиливать эффективность правовых средств.
Конфликты властей с различными хозяйственными субъектами укладываются в общую и актуальную сегодня для России тему: перераспределение собственности на уровне регионов. Власти и коммерческие банки конфликтуют между собой за контроль над производством и финансовыми потоками предприятий. Конфликты такого рода в Волгоградском регионе часто заканчиваются тем, что предприятия «уходят в оффшорную зону» - в Калмыкию, лишая тем самым регион налоговых поступлений.
Конфликты властей Волгоградской области с мелкими и средними предпринимателями отмечены растущей сплоченностью последних. Им удается добиться частичного снижения налогового бремени, используя публичные акции, однако база для противостояния остается, так как отношения местных властей с мелким и средним бизнесом законодательно не урегулированы.
Конфликты властей со средствами массовой информации проходят в Волгоградском регионе по основной линии противостояния: власть региона - местная власть. Поскольку силы двух основных властных субъектов (администраций области и города Волгограда) примерно равны, борьба через прессу идет с переменным успехом и ограничивается легальными формами (судебными процессами против того или иного издания).
Конфликтный потенциал по оси противостояния «работодатели - наемные работники» в Волгоградском регионе в целом идет на убыль. Работники, пережив период протестных выступлений в защиту своих предприятий, устают от безденежья и нервного напряжения и просто увольняются. Акции протеста продолжаются в основном на тех предприятиях, работники которых не могут найти альтернативных источников заработка.
Острых межнациональных и межконфессиональных конфликтов на момент опроса в Волгоградском регионе не наблюдалось. Конфликты между разными национальными кланами кавказцев носят характер криминально-экономических разборок, а выступления «Русской общины» не воспринимаются журналистами и населением всерьез.
Анализ выделенных конфликтных ситуаций в регионе Волгоградской области показывает, что во всем разнообразии приведенных фактов отчетливо просматривается общее:
1. типичные конфликтные линии в сферах управления и экономики;
2. базовые причины, вызывающие противостояние;
3. некоторые тенденции перехода конфликтов в политическую сферу.
Схожесть линий противостояния обусловлена географическим положением региона, их политической конфигурацией, объемом ресурсов власти и т.д.
В основе большинства конфликтов лежат тесно взаимосвязанные проблемы формирования бюджета (объемы отчислений в областной бюджет, налоги, дотации, федеральные транши и т.д.) и управляемости (выстраивание властной вертикали, контроль над предприятиями, контроль над СМИ).
Типичным для большинства регионов является конфликт двух субъектов власти: администрации области, с другой стороны, и мэрии главного областного города, либо города-донора - с другой. Это противостояние носит постоянный характер и обостряется в моменты утверждения бюджета. Причину обделенности областных центров и других городов-доноров я виджу не только в объективной необходимости материально поддерживать убыточные сельские районы, но и в политических соображениях губернаторов: сельские районы, как правило, более управляемы. Регулярное получение губернских дотаций ставит местные власти и население в жесткую зависимость от «доброй воли» главы областной администрации. Это проблема не только выживания российской «глубинки», но и управляемости - недаром многие губернаторы недовольны тем, что местная власть не назначаются ими, а избирается населением. Долги бюджета по зарплате погашаются в тех районах, население которых лояльно к губернатору.
Другое по теме:
Экологическое сознание россиян: психологический анализ базовых показателей
Однако для решения этой задачи необходимо дать оценку современному уровню развития экологического сознания. Широко распространена точка зрения, что в мире господствует антропоцентричный тип экосознания, который характеризуется либо полным ...
Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды
Впервые, в законодательстве современной России понятие "общественное объединение" как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в ...
Группы давления и группы интересов
Во все времена типичная черта любого общества – это объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, быт и общество в целом.
С развитием политической культуры населения, демократии, гражданского общества социальные движения ст ...