В Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).[44]
Одновременно в странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма».
После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР «сферы безопасности», что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945 – 1948 гг.
Западными странами формирование сферы советского влияния было встречено однозначно. 5 марта 1946 г. бывший английским премьер-министр Уинстон Черчилль (просоветски настроенный во время войны) выступил с речью в американском городе Фултоне. Он обращался к студенческой аудитории, причем, среди слушателей находился президент США Гарри Трумэн. «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, произнес Черчилль свои знаменитые слова, - опустился над Европейским континентом железный занавес . Страны Восточной Европы лишены права «свободно выбирать свое будущее… Это не та Европа, ради создания которой мы боролись»,[45] - сделал вывод оратор. Таким образом, У. Черчилль откровенно заявлял уже в 1946 году, что СССР оказывал давление на выбор пути развития в странах Восточной Европы.
И. Сталин вскоре ответил на нее в не менее жестком тоне. Он заявил: «Нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны не для того, чтобы заменить господство гитлеров господством черчиллей». Советский Союз не собирался уступать «завоеванные» земли, выпускать их из сферы своего влияния.
Однако в первые годы после войны западные страны пытались повлиять на выбор пути Восточной Европой, в частности, Венгрией.
Западноевропейские страны, которые до этого отказывались официально признать Венгрию, после выборов 1945 года, на которых коммунисты получили всего 17%гголосов, установили с ней дипломатические отношения. Теперь они уже утверждали, что Венгрия стала «самой демократической страной в восточной Европе». Окрыленные результатами выборов, представители буржуазных кругов перешли в наступление.
И. Замерцев вспоминает, что «одновременно с кампанией запугивания реакция начала усиленно распространять слухи о том, что русские по настоянию американцев в ближайшем будущем покинут Венгрию».[46]
В условиях борьбы левых и правых за выбор пути развития страны многое зависело от того, какой внешнеполитический курс будет вести правительство. Расстановка сил в парламенте после выборов вызвала глубокое удовлетворение в правящих кругах западноевропейских держав. Победу на выборах ПМСХ они восприняли как сигнал для активизации своих усилий по сохранению буржуазного строя в Венгрии. Правительство Великобритании решило восстановить дипломатические отношения с Венгрией и фактически прекратило выдвигать препятствия в подготовке мирного договора для Венгрии. Поддержка антикоммунистических сил в Венгрии была связана и с началом «холодной войны» между СССР и ее западными союзниками в годы второй мировой войны.
Весной 1946 года Министерство иностранных дел Венгрии продолжало готовить материалы к мирным переговорам. Основная цель, которую ставила перед собой специально созданная правительством комиссия для этой цели, заключалась в том, чтобы добиться пересмотра условий перемирия по территориальным, экономическим и другим вопросам. Политические представители буржуазии в венгерском правительстве, в руках которых находилось и министерство иностранных дел, надеялись добиться пересмотра этих условий при поддержке стран Западной Европы. Поэтому МИД считал первоочередной задачей открытие миссий в тех капиталистических государствах, которые выразили готовность обменяться дипломатическими представительствами с Венгрией. Причем представлять Венгрию в Вашингтоне, Лондоне и Париже стали прежние хортистские дипломаты.
Другое по теме:
Основные аспекты сущности глобализации
Существует множество попыток дать краткое, но емкое определение глобализации, и пока прийти к общему знаменателю не удается. Однако для многих приемлемо понимание современной глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, как “интенсификаци ...
Главные и второстепенные составляющие образа политика
Рассмотрим данные о долях пяти категорий качеств без учета знака оценки (табл. 1). Они показывают, какие составляющие образа каждого политика выглядит более ярким, а какие – менее. В таблицу включены результаты коллективной оценки россиян ...
Противодействие терроризму на государственном уровне
Конец ХХ - начало XXI вв. – это период серьезных изменений терроризма как общественно опасного социально-политического явления, роста его угроз для безопасности современного мира. Под прямым или опосредованным влиянием различных по характ ...