Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности
страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:
• конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;
• духовной жизни общества;
Информационная безопасность
• информационной инфраструктуре;
• информационным ресурсам.
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:
• принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;
• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы;
• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
• невыполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства РФ, регулирующего отношения в информационной сфере.
Угрозами духовной жизни общества могут быть:
• применение средств воздействия на массовое сознание граждан;
• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
• ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;
• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала России;
• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационной инфраструктуре могут являться:
• нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;
• нарушение технологии обработки информации;
• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;
• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе системы защиты информации;
• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
• хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;
• перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи;
• внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти и организаций;
• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
• перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных, линиях связи и системах массовой информации;
• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
• закупка за рубежом информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, имеющих отечественные аналоги, не уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам.
Угрозами информационным ресурсам могут быть:
• деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств;
• осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправное использование;
• хищение информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных;
• нарушение законных ограничений на распространение информационных ресурсов.
В своем Послании по национальной безопасности (13 июня 1996 г.) Президент РФ определил основные угрозы для России в информационной сфере
следующим образом:
• внутренние – отставание страны от ведущих стран по уровню и темпам информатизации, отсутствие четко сформулированной информационной политики;
Другое по теме:
История возникновения и классификация терроризма
Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев - действовала в Палестине в 66-73 годах нашей эры.
В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чьё название и доныне считается синон ...
Понятие политической культуры
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и д ...
Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика
как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества
В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно:
- традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
- социологический, в рамках которого поли ...