Угрозы информационной безопасности России
Страница 1

Другая политика » Информационная безопасность Российской Федерации » Угрозы информационной безопасности России

Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности

страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:

• конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;

• духовной жизни общества;

Информационная безопасность

• информационной инфраструктуре;

• информационным ресурсам.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:

• принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;

• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы;

• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;

• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

• невыполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства РФ, регулирующего отношения в информационной сфере.

Угрозами духовной жизни общества могут быть:

• применение средств воздействия на массовое сознание граждан;

• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

• ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала России;

• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационной инфраструктуре могут являться:

• нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;

• нарушение технологии обработки информации;

• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;

• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе системы защиты информации;

• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

• хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;

• перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи;

• внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти и организаций;

• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

• перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных, линиях связи и системах массовой информации;

• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

• закупка за рубежом информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, имеющих отечественные аналоги, не уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам.

Угрозами информационным ресурсам могут быть:

• деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств;

• осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправное использование;

• хищение информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных;

• нарушение законных ограничений на распространение информационных ресурсов.

В своем Послании по национальной безопасности (13 июня 1996 г.) Президент РФ определил основные угрозы для России в информационной сфере

следующим образом:

• внутренние – отставание страны от ведущих стран по уровню и темпам информатизации, отсутствие четко сформулированной информационной политики;

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

История возникновения и классификация терроризма
Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев - действовала в Палестине в 66-73 годах нашей эры. В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чьё название и доныне считается синон ...

Понятие политической культуры
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и д ...

Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества
В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно: - традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; - социологический, в рамках которого поли ...