Сущность категории политического сознания
Страница 1

Другая политика » Категория политического сознания - сущность и типы » Сущность категории политического сознания

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей (Платона, Аристотеля, и других) обосновали необходимость для общества государственных образований и системы норм поведения людей в политическом пространстве. Уже в древние времена политические представления и идеи формируются в специфическую автономную систему духовных явлений как часть жизни социума.

Политическое сознание - это сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений и взглядов, отражающие реальные политические отношения и вместе с тем составляющих их реальную неотъемлемую сторону. [1] В сфере политического духа взаимосвязаны и постоянно переходят из одного в другое индивидуальные и общественные, коллективные представления и оценки, специализированные (идеологические взгляды) и массовые сознание. Коллективные, общественные чувства, представления и взгляды не существуют вне индивидуального сознания. Они реализуются в индивидуальных помыслах, видениях политической реальности, в надеждах, стремлениях и страстях, в фактической деятельности отдельных граждан. В свою очередь, индивидуальные чувства и воззрения обретают подлинно социальное звучание, если они одухотворяются общественно значимым смыслом, отражают интересы социальных групп.

Изучение политического сознания в политическом аспекте представляет конкретизацию социологического подхода. Его составляет рассмотрение сознания в рамках функционирования и развития политической системы и постижения духовных предпосылок деятельности субъектов политики и институтов власти.

Политическое сознание - органическая часть политической деятельности. "Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятельности, оно органически вплетено в политическую структуру и представляет реальное звено ее функционирования". [2]

Сказанное, конечно же, не отменяет известной мысли, что корни тех или иных политических представлений и взглядов уходят в сферу экономической жизни и социальной структуры общества. Но нельзя эту мысль трактовать в духе вульгарного, экономического материализма. Ни экономика, ни социально - классовые отношения сами по себе не порождают политических чувств, представлений или взглядов. Почвой, на которой непосредственно произрастают последние, является политическая действительность. Процесс, в ходе и на основе которого возникают, формируются, развиваются и опредмечиваются и отмирают разнообразные явления политического сознания, есть политическая практика. Политическая реальность, вызывая к жизни соответствующие представления и взгляды, затем выступает формой их практической реализации. В том смысле, что люди участвуют в политическом жизни, творят практическую политику, руководствуясь определенными идеями, то есть сознательно.

Содержание политического сознания слагается из совокупности чувственных и абстрактных образов существующей или желаемой системы политических отношений и власти, а также оценочных представлений и суждений политической реальности. Как система образов, так и оценок по своей сути представляют собой отражение и обоснование общих социальных интересов и целей общественных групп, что позволяет политическому сознанию выполнять социально-интегральную и регулятивную функции в обществе. Политическое сознание исторически формировалось в горниле политической практики, и становилась его духовной основой и необходимым для политической деятельности "блоком управления". [3]

Существенная черта политического сознания - его конкретно-исторический характер. В политических умонастроениях обобщаются представления и ценности властвующих в обществе групп. Вместе с тем в функционирующих системах взглядов, да и в психологических феноменах, живут и действуют духовные комплексы предыдущих эпох, в них интегрированы определенные результаты культурного процесса человечества. Например, политическое сознание свободы - общечеловеческое достижение, а не истина какого-то одного класса. То же самое можно сказать о многих других понятиях (государство, демократия, власть). Но специфика состоит в том, что "прочитываются" эти понятия в различные эпохи по - разному. До сих пор в большинстве своем их интерпретация носила в основном классовый характер.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Функции политической идеологии
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил. Идеологии ...

Основные элементы государственной идеологии
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интер ...

Вступление
Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. За принятие Конституции России высказались 58,4% голос ...