Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Страница 1

Другая политика » Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России - некоторые вопросы теории и практики » Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России

Исторически Россия складывалась в ходе объединения удельных княжеств, затем в результате колонизации и присоединения новых земель. Решающую роль в этом процессе играл русский этнос. Хотя в Российской империи отдельные земли, как, например, Польша и Финляндия, обладали определенной автономией, а в управлении другими территориями, населенными "инородами", власти полагались на традиционное право, в целом российское государство носило централизованный, самодержавный характер. Советский Союз, будучи по форме федеративным, по существу также оставался унитарным государством.

Современная Россия едва ли не мировой рекордсмен по усложненности политико-территориального деления: субъекты Федерации весьма разнородны по размерам территории, природным условиям, численности и составу населения, уровню развития экономики и культуры.

Российская модель федерализма сочетает два разных принципа: территориальный и национальный. При этом автономные национальные образования, будучи самостоятельными субъектами Федерации, административно сами входят в состав других субъектов, как, например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской области.

Для современной России характерна некоторая неопределенность административных границ между ее субъектам, причин этому несколько. Многие из них устанавливались произвольно и не раз пересматривались. При этом рассекались ареалы расселения народов, значительные территории волевым образом переподчинялись другим областям и республикам. Нередко происходило и перемещение больших групп людей в чуждое им социокультурное пространство. Подобная практика применялась к примеру в Поволжье и на Северном Кавказе, в том числе в связи с депортацией, а затем - реабилитацией ряда народов, таких например, как всем известные чеченцы и ингуши и некоторые народы Дагестана (кумыки, ногайцы).

В становлении ныне существующей Российской Федерации большое значение имел принятый в 1992 году Федеративный договор, который сыграл огромную роль в собирании страны и обозначил федеративную природу современной российской государственности.

Данный договор юридически закрепил разнообразие субъектов федерации, ее смешанные основы учет - этнического и территориального принципов, и одновременно равноправие всех субъектов федерации, их политический статус и равенство в отношениях с федеральным центром, в определении объема своих полномочий с федеральными органами власти. Договор фиксировал равные обязанности в социальной, экономической и культурных областях всех субъектов федерации, единый стандарт прав и свобод человека, а также, набор необходимых социальных услуг, оказываемых гражданам на ее территории. Впоследствии Федеративный Договор органически вошел в ткань новой конституции, хотя не учтенными оказался целый ряд положений, в частности, проблемы паритета в Федеральном Собрании республик и автономий с краями и областями. Выполнив свою историческую роль данный договор в рамках внутренней политики, утратил свою силу.

Далеко не исчерпала своего содержания концепция государственной национальной политики Российской Федерации, разработанная в 1996 г. Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики, движением "Сотворчество народов во имя жизни (Снежный форум)" и Институтом этнологии и антропологии РАН (с участием многих других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

В этом документе определены приоритеты России в области межнациональных отношений. Урегулированы вопросы координации законотворческой деятельности на всех уровнях - от федерального до местного. Концепция, носящая декларативный характер, закрепила приоритет государственной правовой защиты малых коренных народов, не определяя политико-правовой статус остальных этносоциальных общностей. Отсюда в результате усиливаются проблемы по поддержанию межнационального мира и согласия в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Прямые, или плебисцитарные демократии
Они исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократи ...

Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду
Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республ ...

Классификация политических партий
В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии. Такая классификация, дей ...