Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Страница 2

Другая политика » Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России - некоторые вопросы теории и практики » Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России

Говоря об этнической специфике России, не следует забывать, что народы России можно рассматривать не только как отдельные этносы, а как исторический единый суперэтнос - многонациональный российский народ, со всеми присущими ему признаками общности экономической и политической жизни, психологии и культуры, быта, традиций и обычаев, миропонимания и жизнедеятельности. Во многом верно и то, как далее утверждает Р.Г. Абдулатипов, что "на протяжении исторически длительного пути нации и народности российского государства стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию[45].

Российская Федерация является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 народов. Каждый из этих народов обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры. Характерной особенностью России является то, что границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами определенных республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения национальностей в различных регионах страны сильное воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство народов страны складывались как этнические общности веками и в этом являются коренными народами. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования. Хотя российская государственность складывалась столетиями, многие ее современные черты и проблемы являются продуктом недавней восемнадцатилетней истории[46].

Автономная субъективность составляющих регионов России, по меньшей мере сомнительна. Ведь на самом деле нет даже полной ясности относительно их количества - объективного, а не произвольно установленного. Зафиксированное в Конституции 1993 г. число 89 к настоящему времени уже сократилось до 86, кроме того, такое их число не имеет оснований даже в советской эпохе - в РСФСР, например, насчитывалась 71 территориальная единица первого ранга (края, области, автономные республики) и 15 единиц второго ранга (автономные области и округа). Причины позволяющие сомневаться в существующем на сегодня составе Федерации не только ситуация в Чечне, но и целый ряд иных случаев: потенциальное разделение Карачаево-Черкесии, отложенное объединение Красноярского края и Хакасии и т.д.

Для Росси характерно дисперсное проживание многих национальностей. Например, немало башкир живет в Челябинской области, Оренбургской, Пермском крае, Курганской и других областях, в ряде республик. Фактически по всему Поволжскому региону и Уралу разбросаны чуваши. В нашей стране практически нет мононациональных регионов, а коэффициент многонациональности, как правило, очень разный, что объективно предполагает и разный подход к решению проблем в сфере национальных отношений, что влияет и на особенности этнополитической ситуации в разных регионах, определяя специфику этнополитических конфликтов[47].

Этнические конфликты и этнические проблемы современной России не представляют собой исключительного явления, они имеют многочисленные аналоги как в современном мире, так и в истории человечества. Россия и другие государства СНГ включены в мировой этноконфликтный процесс. Вместе с тем этнические конфликты в России имеют свою специфику, обусловленную как особенностями современного этапа, переживаемого страной, так и особенностями геополитического положения России в меняющемся цивилизационном устройстве человечества.

Пограничное положение нашей страны на стыке двух типов цивилизаций - западной и восточной - обусловило наличие в этноконфликтном процессе страны как особенностей, свойственных в большей степени западному обществу, так и восточному. Соответственно этнополитические проблемы могут быть рассмотрены в разных постановках. Во-первых, этноконфликтологические проблемы России в контексте этноконфликтного процесса в западном мире. Во-вторых, этноконфликтный процесс в России и вызовы модернизации. В-третьих, этноконфликтный процесс в России и формирующийся межцивилизационный сдвиг. Первая проблема предполагает рассмотрение социальных проблем России как части одного западного мира при всем ее культурном своеобразии. Для современной цивилизации общими являются такие феномены, как этнический парадокс современности, этнический ренессанс и впервые их проявление было выделено на Западе после очевидного краха идеологии "правильного тигля".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Политическая культура общества
Политическая культура — это система индивидуальных подходов в области политики. Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных с отношением субъектов к политической власти, ...

Основные этапы в истории развития политологии
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаме ...

Политические конфликты. Характеристика. Пути разрешения. Общая характеристика концепции политических конфликтов
Политический конфликт – форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по во ...