Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках
Страница 8

Другая политика » Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках

Египетско-суданские отношения тесно связаны с региональной проблемой раздела водных ресурсов реки Нил. Обеспечение страны водами Нила является одной из ключевых проблем внешней политики Египта, на которую власти смотрят исключительно через призму национальной безопасности. Египет находится в нижнем течении Нила, а потому зависит от стран, расположенных выше по течению этой крупнейшей африканской реки.

Вместе с тем, именно у Египта на сегодняшний день наиболее привилегированное положение в том, что касается прав на забор воды из реки Нил. Согласно договору, заключенному между Египтом и Великобританией в 1929 г., ни одна из стран бассейна реки Нил не имеет права возводить сооружения или осуществлять какие-либо другие проекты, которые могут привести к уменьшению квоты воды для Египта. Ряд африканских государств требуют пересмотра этого договора, поскольку, по их мнению, он является устаревшим документом, не учитывающим нынешние экономические и демографические реалии континента.

8 ноября 1959 г. Египет и Судан подписали двустороннее соглашение по разделу стока реки Нил42. Согласно ему, Египет ежегодно получает 55,5 млрд. куб. м воды, в то время как Судан – 18,5 млрд. куб. м.43 С тех пор стороны соблюдали условия договора, однако Судан не раз заявлял о том, что им планируется строительство ряда гидросооружений на Ниле с целью увеличения забора воды. Египет, чья потребность в воде из года в год постоянно растет, не заинтересован в том, чтобы Судан осуществлял свои проекты, поскольку это может отрицательно сказаться на стоке воды в Египте. Поэтому и в Каире, и в Хартуме понимают, что строительство Суданом ирригационных объектов повлечет за собой трения между государствами. В сложившейся ситуации стороны стремятся найти общую платформу для выработки единой позиции по водному вопросу. Для обеих стран степень обеспеченностью водными ресурсами прямо влияет на состояние национальной экономики.

В целом, можно говорить о том, что Каир и Хартум договорились действовать вместе в водном вопросе. В июне 2004 г. официальный Хартум подтвердил, что между Суданом и Египтом существует полное понимание в вопросах разделения водных ресурсов реки Нил. Египет и Судан заявляют о своем несогласии на вмешательство какого-либо государства за пределами бассейна Нила в проблемы, связанные с использованием ресурсов реки, поскольку это, по их убеждению, может привести к сокращению квот обоих государств. В свою очередь, Комитет по вопросам обороны и национальной безопасности Народного собрания АРЕ призвал к принятию активных мер для срыва попыток Израиля «получить доступ к ресурсам Нила через возведение каскада плотин в Уганде и Эфиопии при инвестиционной поддержке США и Всемирного банка»44.

Перед Египтом стоит серьезная проблема поиска дополнительных источников воды в связи со стремительным ростом численности населения, составившего в 2003 г. уже более 70 млн. человек. Нынешняя доля страны в водных ресурсах пока устраивает египтян: ее достаточно для 90 млн. человек, однако, согласно прогнозам, к 2025 г. население Египта превысит 100-миллионную отметку45.

Между тем, другие страны бассейна Нила (особенно Эфиопия) все чаще заявляют о том, что их не устраивает квота на воду, и требуют пересмотра имеющихся региональных соглашений, в том числе египетско-суданского договора 1959 г.46 Его пересмотр и заключение нового международного договора с участием всех 10 стран бассейна может привести к снижению квоты Египта. Официальный Каир с нескрываемым раздражением реагирует на разговоры о пересмотре имеющихся соглашений. Вопрос о воде для египтян стоит весьма остро, и как считает исполнительный директор Асуанской высотной плотины Мухаммед аль-Амир Осман, «нарушение договора 1959 г. равносильно нарушению нашей границы»47. Можно также вспомнить слова Бутроса Гали, который, будучи государственным министром иностранных дел Египта, заявил в 1988 г., что «следующая война в нашем регионе будет за воды Нила, а не по политическим причинам»48.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Конституционно-правовой статус Республики Алтай по конституции Российской Федерации 1993 года и конституции Республики Алтай 1997 года.
Конституция Российской Федерации, отражая реалии нынешнего этапа развития федерализма в России наделила республики в составе России правом иметь свою конституцию (ч.2.ст.5.). Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66.), статус респ ...

Генерал Салан
Командующий французскими войсками в Алжире генерал Салан выступил на митинге мятежников и провозгласил: «Да здравствует французский Алжир! Да здравствует де Голль!» Узнав о выступлении Салана, де Голль, которому шел 68 год и который уже н ...

Политическая символика как элемент политической социокультуры
Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно. Что же такое политическая символика? Это сово ...