Судан был одной из немногих стран арабского мира, кто не принял участие в политических и экономических санкциях против официального Каира за подписание мирного договора с Израилем в марте 1979 г. В то же время МИД страны заявил, что Судан «испытывает чувство глубокой скорби и сожаления в связи с тем, что Египет пошел на нормализацию отношений с Израилем и обменялся с ним дипломатическими представительствами, в то время как Израиль продолжает оккупировать арабские земли»30. В целом, после подписания египетско-израильского мирного договора тон высказываний суданских деятелей относительно египетской политики на Ближнем Востоке ужесточился. В частности, в марте 1980 г. министр иностранных дел Судана Р.Бакр заявил, что после нормализации отношений между Египтом и Израилем «положение в арабском мире стало критическим, и Ближний Восток вновь вступил в период напряженности»31.
Заинтересованность сторон развивать тесные отношения в различных областях привела к заключению ряда двусторонних соглашений. В октябре 1982 г. Египет и Судан подписали «Хартию интеграции», предусматривавшую тесную координацию в военно-политической сфере. В феврале 1987 г. в Каире страны подписали «Хартию братства», предоставлявшую Судану равноправное участие в совместных проектах экономического сотрудничества и двусторонней торговле32. Суданские власти рассчитывали на помощь Египта в решении своих внутренних проблем. Пришедший к власти в 1989 г. режим Омара аль-Башира обратился к Египту с предложением выступить в качестве посредника между официальным Хартумом и мятежниками на Юге Судана. Однако проиракская позиция Хартума во время войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) привела к международной изоляции Судана, к ухудшению отношений с Египтом, занявшим место в противоположном лагере. Осложнили положение Судана на мировой арене также обвинения его в поддержке международного терроризма, выдвинутые Египтом, США и рядом других стран.
Стабильному сотрудничеству двух стран мешали и внутриполитические потрясения в Судане. Череда переворотов в Хартуме не позволяла Египту установить долгосрочные, стратегические отношения со своим соседом и реализовать весь потенциал двусторонних соглашений. Развитию международных контактов Судана препятствует включение его в 1993 г. госдепартаментом США в «список государств, поддерживающих международный терроризм»33.
В период 1995–2000 гг. между Египтом и Суданом были разорваны дипломатические отношения в связи с тем, что Каир обвинил Хартум в соучастии в покушении на президента АРЕ X.Мубарака в 1995 г. в Аддис-Абебе. Это, впрочем, не помешало двум странам вскоре приступить к налаживанию двусторонних отношений и начать на грани веков подготовку необходимой базы для будущей экономической интеграции. Таким образом, важность укрепления межарабских связей и поиска платформы для строительства долгосрочных взаимовыгодных отношений перевесила имевшиеся между странами противоречия.
Уже в 1997–1998 гг. наметилось улучшение египетско-суданских отношений. В январе 1998 г. обе страны согласились возобновить судоходство по Нилу после четырехлетнего перерыва и сформировать совместные комиссии, которые должны изучить инвестиционные возможности обеих стран34. В июле 1999 г. состоялась встреча президентов. В последующие годы отношения между Египтом и Суданом отличала стабильная тенденция к улучшению.
В последнее время официальные власти делают заявления, подчеркивающие особую значимость развития двусторонних связей в контексте достижения как межарабской, так и африканской интеграции. Несмотря на существенную разницу потенциалов, Египет продолжает рассматривать Судан в качестве перспективного партнера в торгово-экономической области. Усилия Каира и Хартума на современном этапе направлены на достижение экономической интеграции, которая позволит решить насущные проблемы обеих стран.
Другое по теме:
«Рационализированный
парламентаризм»
Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.
Творцы Конституции 1958 года ликвидировали всевластие Парламента, ведущее к частой смене правительств. В первую ...
Главные и второстепенные составляющие образа политика
Рассмотрим данные о долях пяти категорий качеств без учета знака оценки (табл. 1). Они показывают, какие составляющие образа каждого политика выглядит более ярким, а какие – менее. В таблицу включены результаты коллективной оценки россиян ...
Личностные характеристики
С появлением публичной политики появился запрос на индивидуальную неповторимость лидера. Личностная определенность, узнаваемость образа становится сейчас необходимыми компонентами успешной политической карьеры.
Среди личностных достоинст ...