Конституционно-правовой статус Республики Алтай по конституции Российской Федерации 1993 года и конституции Республики Алтай 1997 года.
Страница 20

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Конституционно-правовой статус Республики Алтай по конституции Российской Федерации 1993 года и конституции Республики Алтай 1997 года.

(ст. 75 Конституции РФ). Конституционное признание рубля означает, что все расчеты в Республике Алтай должны производиться с применением рубля в качестве единого эквивалента при оценке стоимости товаров и услуг, при взимании налогов и иных платежей, а также при составлении бюджета республики.

Россия – государство многонациональное. На её территории проживают около 128 национальностей. Отсюда, проблема употребления языков имеет конституционно-правовое значение.

Предпосылками установления Конституцией России 1993 года права республик на закрепление государственных языков, явилось принятие Верховным Советом РСФСР Декларации о языках народов России в октябре 1991 года, которая “признавая языковой суверенитет каждого народа и личности, провозгласила право каждого человека на свободный выбор языка, обучения, воспитания и интеллектуального творчества, равную социальную, экономическую и юридическую защиту государством всех языков народов РСФСР”[170]. Эти положения нашли свое закрепление в части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации, что “каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”. Исходя из положения статьи 68 Конституции России, Российская Федерация берет на себя обязанность сохранять языки всех народов, проживающих на её территории, и создавать условия для их изучения и развития, а также закрепляет право республик на установление своих собственных государственных языков.

В настоящее время в большинстве республик в составе Российской Федерации конституциями устанавливается, что одним из государственных языков республик является язык коренного населения. Но не везде. Так, в Конституции Республики Карелии государственным языком Республики Карелия признается только русский. По иному ситуация обстоит в Республике Дагестан. В соответствии с Конституцией Республики Дагестан государственными языками названы русский и языки народов Дагестана. Это уникальный случай не только в российской политико-конституционной практике, и вызван он в жизни сложным этническим составом населения республики и стремлением не допускать на почве выделения отдельных национальных языков этнических конфликтов.

Согласно статье 13 Конституции Республики Алтай “государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки”. В то же время Республика Алтай гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Закон Республики Алтай “О языках” от 3 марта 1993 года, определяет статус языков народов, проживающих на территории Республики Алтай, устанавливает принципы языковой политики и гарантии обеспечения функционирования языков в Республике Алтай[171].

В некоторых республиках в составе Российской Федерации, например в Татарстане, нередко чрезмерно эксплуатируются в общественной и политической сферах этнонациональные факторы, среди которых первостепенное значение придается языку. Так, на одном из заседаний Государственного Совета Татарстана депутат Р. Валеев настойчиво призывал “проголосовать за то, чтобы обсудить вопрос о списке профессий, для которых обязательным условием является знание татарского и русского языков”[172]. Подобные примеры можно привести и из практики Республики Алтай. Так, при обсуждении проекта Конституции Республики Алтай в 1995, 1996 годах, рассматривался вопрос о внесении положений, обязывающих кандидатов на пост Главы Республики Алтай знать алтайский и русский языки. После того как часть 3 статьи 37 Конституции Республики Алтай была исключена по причине противоречия её положений нормам об избирательных правах Конституции Российской Федерации, которая устанавливала ограничение избирательных прав кандидатов на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и на должность Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по национальному признаку, в кулуарах республиканского парламента стали “бродить” высказывания по поводу внесения поправки в Конституцию Республики Алтай, которая установила бы языковой ценз, обязывающего кандидатов на пост Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай знать государственные языки Республики Алтай. Однако указанное предложение не получило поддержки как со стороны депутатского корпуса, так и со стороны исполнительной власти, поскольку такое установление вновь бы пошло в разрез с Федеральной Конституцией.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Другое по теме:

Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России
После февральской революции начался процесс перерастания поляризованной партийной системы в многопартийную систему с ограниченным плюрализмом. Процесс этот вырабатывался не только в сокращении числа реально действовавших партий, но и глав ...

Итоги вооружённого конфликта
Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском ...

Бюрократия и олигархия
Концепция бюрократии, выдвинутая Максом Вебером, имела одной из сво­их причин преодоление господствующего в современной ему науке консерва­тивного направления (Г. Шмоллер), рассматривающего бюрократию как поли­тически нейтральную силу, во ...