При рассмотрении предпосылок возникновения этнополитических конфликтов возникает необходимость определить предмет конфликта, то есть то, по поводу чего конфликтуют субъекты. Согласно юридической конфликтологии это будет объективно существующая проблема, служащая причиной раздора[28]. Динамику этнополитических часто объясняют тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от части во власти, так и от культурного возрождения соответствующих этнических групп. Но данный фактор, по крайней мере, не может быть причиной множества происходящих сейчас конфликтов. Кроме того, существуют исследования, показывающие, что уже в Советском Союзе этническим элитам принадлежали ключевые посты как в области национального образования и культуры, так и в управлении соответствующими автономиями[29].

Другая точка зрения состоит в том, что в качестве предмета этнополитических конфликтов выделяют социальный статус, представляющий собой интегративный показатель положения этноса в социальной системе. Это характерно для конфликтов, но нужно учесть, что в результате развития этнического самосознания изменяется и удовлетворенность этноса своей социальной нищей. Это приводит национальную элиту к попыткам изменить сложившееся соотношение, а, следовательно, к напряженности и конфликтам.

Следующий предмет этнополитических конфликтов можно охарактеризовать как пространство в широком смысле слова. Прежде всего это территория и ее статус (территориальное пространство), ресурсы (природные ресурсы и контроль над их перемещением, финансовые потоки, военно-стратегические выгоды) - экономическое пространство, а также этническая идентичность, религиозные верования, традиции и духовные ценности, права и свободы - идеологическое пространство. Пространство - это совокупная мощь этноса, необходимое условие его существования, гарантия безопасности и критерий отличия от других этнических групп. Причиной этнического конфликта служит как правило не пространство само по себе, а изменение пространства, не соответствующее изменению позиции. Подобные конфликты классифицируют на: этнотерриториальные, этнодемографические и этнолингвистические[30].

Причиной этнополитических конфликтов часто называется борьба за власть, привилегии и другие ресурсы. Так, представитель Международного института исследования проблем мира Д. Смит считает, что основными причинами конфликтов являются плохие экономические условия, наличие репрессивных политических систем и сокращение объема возобновляемых ресурсов. Касаясь этнических конфликтов, Смит отмечает, что по своей сути это "конфликты из-за власти или доступа к экономическим ресурсам". По мнению ученого, "этнические различия в таких конфликтах играют роль инструмента, используемого политическими лидерами в своих целях". "Именно соперничество из-за власти было главным фактором в захвате власти Джохаром Дудаевым в 1991 г.", - отмечал Д. Смит. По его мнению, такое же "соперничество между новыми и старыми политическими элитами во многом объясняет переход трений между Чечней и Россией в боевые действия в 1994 году"[31].

В отношении специфики межнациональных конфликтов, авторы, исследующие данную проблему, довольно часто утверждают, что в числе основных предпосылок, определяющих межнациональную и межэтническую напряженность и конфликтность нужно выделять следующие: концентрация ветвей власти за представителями некоторых этносов; конфликтность между титульными нациями и представителями других народов, проживающих на данной территории; реализация "принципа Г. Моргенау", приводящая к дистанцированности одной национальной или этнической группы от всех других; приоритетное значение, придаваемое исключительно своим собственным национальным ценностям в ущерб другим национальным ценностям; проблема провозглашения в качестве государственного языка - языка какой-то одной национальной лил этнической группы; ущемление прав и чувства национального достоинства одной (титульной) национальной группой - других национальных и этнических групп[32].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Имидж политика как аспект взаимодействия в политической рекламе
Имидж лидера – один из главных инструментов политической рекламы. Его специфическое качество – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммун ...

Технологии политико-экономической конкуренции
Основные разновидности этого явления неразрывно связаны с рейдерством экономическим, так как так как первым шагом к обоснованному проявлению политических амбиций является обладание определенным набором материальных активов, необходимых дл ...

Проблема монархии и республики
Это сложная и до недавнего времени запрещённая для дискуссии и размышления проблема. В нескольких словах здесь её не осветить и не поставить. В нашей современной России эта проблема особенно болезненна как в кругах монархистов, так и в де ...