Закончившаяся поражением стачка, усилила поляризацию как внутри чехословацкой, так и внутри немецкой социал-демократии. Руководители НСДРП(Ч) охарактеризовали стачку как "путч", в результате которого "раскольническая часть немецкого рабочего класса" в ЧСР оказалась повержена. В тоже время официальное правление партии и клуб судето-немецких социал-демократических депутатов и сенаторов выразили официальный протест чехословацкому руководству против насильственных методов подавления стачки. Но при этом НСДРП(Ч) подчеркивала, что она остается на позиции парламентских средств и методов политической борьбы.
Вскоре после окончания стачки, 9-10 января 1921 г., руководители райхенбергской левой провели конференцию своей организации, на которой Крайбих заявил, что декларация Карлсбадского съезда 1920г себя изжила, и потребовал созыва экстренного партийного съезда, на котором вновь должен был быть поднят вопрос о приеме партии в Коминтерн. В итоге было принято решение об исключении группы К. Крайбиха из НСДРП(Ч). В призыве к членам партии подчеркивалось, что райхенбергская организация, ее печатные органы утратили социал-демократический характер. Официально было заявлено, что партия сохраняет верность решениям карлсбадского съезда.
Таким образом, был оформлен фактический раскол в рядах НСДРЩЧ). Ее левое меньшинство взяло курс на создание особой, коммунистической партии, 12-15 марта 1921 г. образованный по ее инициативе "Комитет революционного рабочего класса" организовал в Райхенберге съезд, который провозгласил основание немецкой секции Коммунистической партии Чехословакии и о принятии 21 условия приема в Коминтерн. Идейным лидером судето-немецких коммунистов был К. Крайбих. Генеральным секретарем немецкой секции компартии ЧСР стал А. Нойрат. Из числа судето-немецких коммунистов выделялись Г Бойер, К. Бинер, Й. Пильц, О. Хеллер. Однако помимо Крайбиха и Нойрата коммунисты не имели в своих рядах авторитетных лидеров.
Парадокс ситуации заключался в том, что компартия Чехословакии еще не была к тому времени учреждена. Судето-немецкие левые таким образом провозгласили себя частью несуществующей политической организации. Объективно можно отметить, что именно они, а не чехословацкие левые выступили застрельщиками создания компартии в ЧСР. Такая ситуация объяснима, исходя из особенности конституирования компартии Чехословакии, состоявшей в том, что она образовывалась из различных секций: молодежных, женских, национальных, признавших платформу III Интернационала. На учредительном съезде 14-16 мая 1921 г. из организаций чешских и словацких левых была образована Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ). Однако несколько месяцев в ЧСР действовали несколько национальных коммунистических организаций: помимо учрежденной в мае 1921 г. КПЧ, в состав которой входили чешские, словацкие, венгерские и украинские коммунисты, в ЧСР обособленно действовали также немецкая секция КПЧ, польская и еврейская компартии, пока, во многом по инициативе Коминтерна, они не слились воедино на объединительном съезде чехословацких коммунистов, проходившем в Праге с 30 октября по 4 ноября 1921 г.
Анализируя причины раскола в рядах судето-немецкой социал-демократии нужно отметить, социал-демократы исходили из принципа права судетских немцев, равно, как и других наций в ЧСР на самоопределение. Борьба за самоопределение стала главным идеологическим лозунгом НСДРП(Ч) в ее политической деятельности. Коммунисты также подчеркивали свою приверженность принципу права наций на самоопределение, но при этом разрешение национального вопроса они считали возможным лишь вместе и после разрешения вопроса социального. Если социал-демократы оставались на позиции национальной партии, то коммунисты организовывались как партия интернациональная. При этом показательно, что немецкие коммунисты в ЧСР имели значительные разногласия с чехословацкими коммунистами, в том числе и по национальному вопросу, что и отразилось на почти полугодовом параллельном сосуществовании чехословацкой и немецкой коммунистических организаций в стране.
Другое по теме:
Корреляционный анализ финансового кризиса
Работа представляет собой попытку более глубоко проанализировать настроения граждан в условиях финансового кризиса и сделать прогнозы о там, как эти настроения будут меняться. Результаты социологического опроса и их традиционный анализ по ...
Политическая социализация личности
В свое время мы говорили о социализации личности как о процессе приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаи ...
Проблема права и правового
государства
Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут о ...