В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[1]) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится Организация объединенных наций. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация -
это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.
И.И.Лукашук, определяя понятие международной организации, пишет, что это – организаций, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации.[2]
Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц.
Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии[3]. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д.
Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.[4]
Наиболее известна и авторитетна ООН как международная политическая и экономическая организация общей компетенции.
ООН принадлежит центральное место в системе международных организаций.
ООН была создана в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство. Для вступления в ООН для государств разработаны специальные процедуры[5]. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея /ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН.
Одним из значительных достижений ООН явилась разработка основ международного права - конвенций, договоров, стандартов, играющих главную роль в обеспечении экономического и социального развития, а также и международного мира и безопасности[6]. Многие договоры, разработанные ООН, формируют правовую базу, регулирующую отношения между государствами. За годы своей деятельности ООН способствовала заключению свыше 500 многосторонних соглашений.
ООН и ее специализированные учреждения последовательно занимались проблемой терроризма как в правовом, так и в политическом отношении. Была создана система международных соглашений, которые являются основными правовыми инструментами в борьбе против терроризма. Таковыми являются Конвенции 60-х - 90-х годов: о пресечении незаконного захвата воздушных судов; о физической защите ядерных материалов; о безопасности морского судоходства; о борьбе с захватом заложников; о борьбе с бомбовым терроризмом; о борьбе с финансированием терроризма и др.
Другое по теме:
Борьба с коррупцией
Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организ ...
Легитимность власти
Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:
•благодаря традиции
• в силу признания правомерности системы законов, в у ...
Психоаналитический феминизм
Психоанализ в его феминистской трактовке, в отличие от других идеологий, не стал основанием для отдельного направления феминистской борьбы, за исключением Франции. Однако в теоретическом смысле был важен и для радикалов, и для марксистов. ...