Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь».
Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.).
Существуют различные типы коммуникаций. Основной из них - коммуникация «лицом К лицу». Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политический контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время, безусловно главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации-СМИ.
В современной политической коммуникации при продвижении информации, возможно, выделить два этапа. На первом этапе коммуникатор передает информацию реципиенту (т.е. «получателю») с помощью технических каналов связи.
Второй этап зависит от лидеров общественного мнения. Ими могут быть популярные или влиятельные общественные, гoсударственные и профсоюзные деятели, министры, предприниматели, учителя, проповедники и т. п. Они внимательно следят за политическими событиями, поступающей информацией. В силу своего особого положения в обществе, они в процессе контактов с людьми, общественностью не только передают политическую информацию, но и интерпретируют (толкуют, объясняют) ее.
Поэтому если на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, то на втором осознание, интерпретация данной информации.
Политическую коммуникацию как политико-культурное явление для более предметного представления лучше вceго рассмотреть на примере ее господствующего типа - средств массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) - это совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио- и телеорганизаций, которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории.
Какова же конкретная роль средств массовой информации в формировании политической культуры? Здесь можно выделить следующие 10 функций:
1. СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры.
2. СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры, унификации мнений, поведенческих ориентиров.
3. СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоев общества в политическом процессе.
4. СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки.
5. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса.
6. СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деятелям, но и создать их имидж (специфический образ).
7. СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют про исходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая аудиовизуальными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей. Ведь в колоссальном потоке современной информации основной массе граждан ориентироваться крайне трудно.
Другое по теме:
Установление диктатуры пролетариата и венгерское общество
Летом 1948 года завершился «год перелома» в процессе установления социализма в Венгрии.
Надо заметить, что в 1948 году в странах советской сферы влияния, то есть в ГДР и Восточной Европе буржуазия, по существу, была отстранена от власти. ...
Теоретические модели политической системы.
Теория политических систем была создана в 50-е гг., прежде всего, усилиями американских политологов Д.Истона, Г.Алмонда, Р.Даля, К.Дойча и др. В выступлении на ежегодном собрании Американской ассоциации политических наук в 1962 году, ее т ...
Политические лидеры. Характеристика сути и содержания
политического лидерства
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, ...