Следовательно, в основе социального, социально-политического конфликта имеется противоречие. Это, хоть и необходимое, но не основное условие. Конфликт предусматривает осознание противоречия и субъективную реакцию на него. Субъектами конфликта становятся люди, которые осознали противоречие и избрали как способ его решения - столкновения, борьбу, соперничество. Такой способ решения противоречия по большей части становится неминуемым тогда, когда задевает интересы и ценности взаимодействующих групп, при откровенном посягательстве на ресурсы, влияние, территорию со стороны социального индивида, группы, государства (международный конфликт). Субъектами конфликтов могут быть индивиды, малые и большие группы, организованные в социальные, политические, экономические и другие структуры; объединения, которые возникают на формальной и неформальной основе как политизирующие социальные группы; экономические и политические группы давления, криминальные группы, которые добиваются определенных целей.
В политической науке еще не произведена универсальная типология конфликта. Самым распространенным является деление их на конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт идентификации.
Конфликт ценностей. Он встает как столкновение разных ценностных ориентаций (левые — правые, либералы — консерваторы, интервенционисты изоляционисты и др.). Разногласия в ценностях — одна из предпосылок конфликта, а когда они выходят за определенные границы, возникает конфликтный потенциал, формируется предконфликтная ситуация. В Украине конфликт ценностей в процессе своего формирования прошел три стадии: 1) девальвация коллективистских ценностей коммунистического (левототалитарного) общества; 2) относительная победа индивидуалистических ценностей свободного демократического общества; 3) реанимация коллективистских ценностей в лево- и правототалитарных формах.
Конфликт интересов. Связан со столкновением разных, в первую очередь политических и социально-экономических, интересов. Вызреванию их в посткоммунистических обществах положил начало процесс приватизации. Правящие верхушки, удерживая властные рычаги, определили свои интересы как номенклатурно-бюрократическую приватизацию. Это дало им возможность с политически правящих групп превратиться в экономически господствующий класс. Такой интерес вступил в противоречие с интересом широких слоев населения.
Конфликт идентификации. Оказывается он как противоречие относительно свободного определения свободным гражданином своей этнической и гражданской принадлежности. Свойственный прежде всего странам, которые образовались в результате распада коммунистических империй (СФРЮ, СССР). Прослеживается и в странах, где национальные меньшинства компактно проживают в районах, которые когда-то принадлежали их этническим родинам (проблема венгров Трансильвании и словаков). Вызревание конфликта идентификации было обусловлено тем, что после краха коммунистических режимов человек получил право свободного самоопределения своей этнической и гражданской принадлежности. Из-за этого во многих странах часть населения не желала признавать себя гражданами государства, на поприщах которого она жила.
Некоторые ученые придерживаются деления конфликтов на неантагонистические (примирении) и антагонистические (непримиримые). Они считают, что неумение или нежелание разрешения неантагонистического конфликта способствуют его переходу в хроническую форму и даже перерастанию в антагонистическую. Вместо этого поиск взаимных компромиссов, способов урегулювання конфликтов может снять остроту и превратить конфликт в неантагонистический.
Известны ситуации имитации конфликта как попытки идеологического, политического, морального давления. Такие конфликты называют воображаемыми, но они могут превратиться в реальные, если возникнет противоборство между сторонами, чьи интересы окажутся под угрозой.
В объективном историческом процессе различают конфликты, которые несут позитивный и негативный потенциал. Они могут быть позитивными, производительными, а при определенных условиях — негативными, которые тормозят историческое развитие и являются деструктивными относительно субъектов—участников конфликтов.
Существует две формы хода конфликтов: открытая — откровенное противостояние, столкновение, борьба, и закрытая, или латентная, когда откровенного противостояния нет, но продолжается невидимая борьба. Примером латентной формы конфликта являются междунациональные конфликты на территории прежнего СССР, где «национальный вопрос был решен раз и навсегда».
Любой социальный конфликт, приобретая значительные масштабы, объективно становится социально-политическим, то есть задевает деятельность управленческих институтов, влияя на механизмы и способы этой деятельности, на их структуры, политику, которую они осуществляют. Политические институты, организации, движения, втягиваясь в конфликт, активно отстаивают определенные социально-экономические интересы. Соответственно, политические конфликты разделяют на два вида:
Другое по теме:
Политическая идеология и государственная: общее и отличия
Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ – начале XIX века (А.Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие).
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, ...
Политическая модернизация
Состояние политической системы оценивается по ряду основных параметров: характеру структур управления, степени включенности граждан в социально-политическое развитие и т.д.
Подходы здесь не однозначны. И если, например, марксизм связывае ...
Правовое государство
Сущность и основные принципы правового государства
Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контро ...