В концептуальных подходах, в политике представлены разные трактовки регионалистики. Традиционно объектами региональной политики в странах рыночной экономики считаются разного рода социально-пространственные неравенства:
различия в уровне и условиях жизни,
наличие особенностей занятости и безработицы,
темпы экономического развития отдельных регионов,
условия предпринимательства в разных ареалах и др.
Одна из главных целей регионализма - минимизировать неравенство территорий. Однако зачастую, как это видно на примере современной России, неравенство не сокращается, а возрастает. Оно наблюдается при сопоставлении регионов и особенно Центра и ряда сибирских территорий. По существу такого рода региональная политика носит колониальный характер, порождает социальные конфликты, стимулирует сепаратистские стремления и в определенных условиях может стать причиной гражданской войны. Для минимизации неравенства следует использовать все средства, в первую очередь эколого-экономические и правовые.
В этом отношении мы имеем возможность проанализировать зарубежный опыт. Он свидетельствует о том, что во многих федерациях судебная власть, правосудие содействуют отстаиванию интересов регионов против узурпации власти Центром и способствуют развитию правосознания и законности во всем политическом пространстве страны. Так было в Австрии, Германии, Индии, Канаде, США, Швейцарии, где верховная судебная власть страны в конфликтах между Центром, провинциями и штатами во многих случаях принимали решения в пользу последних.
Понимание объекта регионализма невозможно без раскрытия присущих ему противоречий. К ним обычно относятся противоречия между этнической и территориальной моделями государства и управления экономикой по отраслевому принципу, противостоящему регулированию непосредственно самими территориями, ведущему к децентрализации власти, перерастанию ее в самоуправление.
Надо полагать, эти противоречия не только имеют отношение к гносеологии, построению моделей, но и обладают онтологически выраженным статусом. Представляется, что основным противоречием является имеющее системный характер противостояние Центра и регионов.
Ядром противостояния выступает управление и коэволюция в эколого-экономическом пространстве, в выработке более или менее устойчивого баланса между Центром и регионами. При этом следует помнить, что регионы, по существу, являются объектами региональной политики.
Впрочем, регион можно толковать не только в качестве объекта экономических и других (социокультурных, социальных, политических) отношений, но и их субъектом. Большинство российских авторов исходит из признания субъектом региональной политики только центральной власти. Действительная региональность и региональная политика имеют место лишь тогда, когда они коренятся в суверенитете самого народа. Корни региональной политики уходят в “гуманитарное пространство”, которое создается социальной активностью граждан, их участием в политических делах, в функционировании структур социально-политического управления и самоуправления. Подлинный регионализм имеет место только тогда, когда всем гражданам предоставляются равные права участия в управлении и самоуправлении независимо от их местожительства. В местном политическом пространстве граждане осуществляют право на самоорганизацию, инициативно занимаются местными делами, решают вопросы и несут ответственность за оптимальную реализацию местных жизненно важных для население дел.
Другое по теме:
Некоторые теракты, возможно связанные с исламистской идеологией
1994 — взрыв в израильском культурном центре в Аргентине. Осуществлён организацией «Исламский Джихад».
1995, 14-20 июня — рейд Басаева на Будённовск (Россия), массовый захват заложников в здании больницы. Погибло более 200 человек.
1995 ...
Исламский радикализм в Саудовской Аравии
18 марта 2003 г. прибывший на место взрыва в доме в эр-риядском квартале Эль-Джазира отряд сотрудников государственной безопасности был неожиданно обстрелян. Стреляли не только по ним, но и по собравшимся около дома зевакам и по соседним ...
Современные этнорелигиозные конфликты
Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности в виде феномена «этнического взрыва», ...