Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.
Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.
Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы "национальная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.
Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.
Особенностью отечественной системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Приложение 1
Схема концепции национальной безопасности
Приложение 2
Субъекты Российской Федерации с признаками
этнополитической напряженности
№ пп |
Субъекты Федерации |
Национально-территориальные образования |
Доля русских менее 70% |
Высокая нагрузка вынужденными мигрантами |
Конфликтогенный потенциал (группа) |
Европейский Север | |||||
1. |
Карелия |
+ |
- |
+ |
2 |
2. |
Коми |
+ |
+ |
- |
2 |
Черноземный центр | |||||
3. |
Белгородская область |
- |
- |
+ |
1 |
4. |
Воронежская область |
- |
- |
+ |
1 |
5. |
Курская область |
- |
- |
+ |
1 |
Урало-Поволжье | |||||
6. |
Башкортостан |
+ |
+ |
+ |
3 |
7. |
Волгоградская область |
- |
- |
+ |
1 |
8. |
Калмыкия |
+ |
+ |
- |
3 |
9. |
Марий-Эл |
+ |
+ |
- |
3 |
10. |
Мордовия |
+ |
+ |
+ |
2 |
11. |
Оренбургская область |
- |
- |
+ |
1 |
12. |
Пензенская область |
- |
. |
+ |
1 |
13. |
Самарская область |
- |
- |
+ |
1 |
14. |
Саратовская область |
- |
- |
+ |
1 |
15. |
Татарстан |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
16. |
Удмуртия |
+ |
+ |
- |
2 |
17. |
Ульяновская область |
- |
- |
+ |
1 |
18. |
Чувашия |
+ |
+ |
- |
3 |
Северный Кавказ | |||||
19. |
Адыгея |
+ |
+ |
- |
3 |
20. |
Дагестан |
+ |
+ |
- |
4 (а) |
21. |
Ингушетия |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
22. |
Кабардино-Балкария |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
23. |
Карачаево-Черкесия |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
24. |
Краснодарский край |
- |
- |
+ |
3 |
25. |
Ростовская область |
- |
- |
+ |
1 |
26. |
Северная Осетия |
+ |
+ |
+ |
4 (а) |
27. |
Ставропольский край |
- |
- |
+ |
3 |
28. |
Чечня |
+ |
+ |
- |
4 (а) |
Сибирь и Дальний Восток | |||||
29. |
Агинский АО |
+ |
+ |
- |
3 |
30. |
Амурская область |
- |
- |
+ |
1 |
31. |
Бурятия |
+ |
+ |
- |
3 |
32. |
Приморский край |
- |
- |
+ |
1 |
33. |
Республика Алтай |
+ |
+ |
- |
3 |
34. |
Республика Саха |
+ |
+ |
- |
3 |
35. |
Тыва |
+ |
+ |
- |
4 (б) |
36. |
Усть-Ордынский АО |
+ |
+ |
- |
3 |
37. |
Хакасия |
+ |
- |
- |
3 |
Другое по теме:
Функции и элементы политических партий
Важным элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно политическая активность части граждан. Общественно политическая активность имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные фо ...
Проблемы разрещения
Наиболее заметное, противостояние - между губернатором и главами администраций Волгограда и некоторых районов Волгоградской области - будет сохраняться еще долгое время, так как отсутствует идеология вертикального подчинения всех структур ...
Участие России в войнах 60-х начале 90-х годов XVIII
века.
В ходе Семилетней войны агрессия Пруссии была основательна. В этом заключается весьма существенный итог войны. Дальнейшее ослабление Пруссии и тем самым усиление Австрии, Франции, нарушение баланса сил в Европе не соответствовали интереса ...