Итак, сущность терроризма в ЮФО - это то, что он является частью международного исламского терроризма, а не этническим терроризмом северокавказского этноса.
Причина, по которой стало возможно появление терроризма в ЮФО - религиозная. На юге России исламский фундаментализм, салафийя или ваххабизм появился на общей волне возрождения ислама в конце 80-х – начале 90-х гг. Обострение конфликта в Чечне, в который активно вмешивались зарубежные исламистские и террористические организации, привело к созданию в середине 90-х гг. на Северном Кавказе квазинезависимого государства Ичкерия, которое превратилось в плацдарм международного терроризма, существовавший под прикрытием религиозной идеологии. Под влиянием укрепившихся в Чечне экстремистов, значительная часть салафитского движения региона перешла на более радикальные, а зачастую экстремистские позиции.
Следовательно, одной из ключевых причин распространения терроризма на юге России является привнесенная извне ваххабитская идеология, которая сумела распространиться в связи с ослаблением позиций традиционного ислама.
Выделяют и другие причины терроризма в ЮФО. Однако остальные выделенные причины, как то жуткая нищета, низкая зарплата, безработица, т.е. экономическая составляющая, коррупция, открытые южные границы, крах культуры - это скорее благоприятная для распространения терроризма среда; факторы, влияющие на рост социальной базы терроризма в ЮФО.
Агрессивная ваххабитская (салафитская) идеология, накладываясь на кризис цивилизационной идентичности на постсоветском пространстве, представляет реальную угрозу государственным интересам и территориальной целостности России.
Одним из главных условий скорейшей "ваххабизации" российских мусульман (главным образом, молодежи) может стать разрушение их организационного единства. Чрезвычайно способствует этому отсутствие четко обозначенной поддержки федеральной властью председателя Центрального духовного управления мусульман, Верховного муфтия России. Наличие нескольких Духовных исламских управлений всероссийского масштаба, ориентированных на расширение своего влияния в среде российских мусульман, способствует усилению позиций еретических форм ислама не только северокавказском регионе, но и России в целом. Существующее положение усиливается тем, что, несмотря на все усилия федеральных властей, продолжается финансирование салафитского движения, как на Северном Кавказе, так и в других районах Российской Федерации.
Распространение иностранных террористических идеологий с исламской риторикой в России, прежде всего в северокавказском регионе, представляет реальную угрозу российской государственности и требует серьезных изменений в политике федеральных властей в отношении подобных политически ориентированных сил.
[1] Афанасьев Н.Н. Операция «Пегас»: Терроризм и агрессия в арсенале империализма. М. 1987; Большаков В.В. Терроризм по-американски. М. 1983; Ковалев Э.В., Малышев В.В. Террор: вдохновители и исполнители. М. 1984; Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. 2-е изд. М. 1986; Тагер Е.М. Терроризм — орудие империализма. М. 1983; и др.
[2] Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков. 1997; Замковский В.И., Ильчиков К.М. Терроризм — глобальная проблема современности. М. 1996; Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М. 1991; Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Ростов-н/Д. 1999; Морозов Г.И. Терроризм — преступление против человечества. М. 1997; Овчинникова Г.В. Терроризм. СПб. 1998; Орешкина Т.Ю. Современный терроризм и борьба в ним. М. 1993; Салимое К.Н. Современные проблемы терроризма. М. 1999; Хлобустов О.М. Терроризм в современной России. М., 1996; и др.
Другое по теме:
Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и
особенности формирования
Наиболее влиятельными формами политического сознания являются политическая идеология и политическая психология.
Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государстве ...
Функции политической системы.
Поскольку любая политическая система стремится к самосохранению и адаптации к требованиям своего окружения, приверженцы структурного функционализма утверждают, что можно вычленить конечное число процессов, благодаря которым эти цели стану ...
Политическая субъективность. Понятие и критерии политической субъективности
В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, личности через соответствующие организации и непосредственно. Но те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики ...