Главный догмат ваххабизма - вера в безусловно единого бога. Основной своей задачей ваххабиты считают борьбу за “очищение ислама”. Ваххабиты (которые также себя называют, кроме “салафитов”, “таухидун” или «мувахидун» - единобожники) отвергают различные “новшества”, возникшие в процессе тысячелетнего развития традиционного ислама – культ святых, дервишество, местные особенности существования ислама и прочее. Крайнее отрицание "посредничества" между Аллахом и человеком вызывает чрезвычайно негативное отношение ваххабитов к представителям практически всех течений в исламе. Особенно к суфиям. "Посредниками" между богом и человеком в суфизме выступают шейхи (старейшины) и устазы (наставники). Суфизм имеет исконно широкое распространение на Северном Кавказе»[28].
Большое внимание ваххабиты уделяют понятию "джихада". Правда, это понятие в их интерпретации не разделяется на "великий" (борьба в душе верующего с собственными губительными страстями) и "малый" (война против неверных) джихад, как в традиционном исламе. Для ваххабитов джихад един, с акцентом на войну вовне, против неверных. Мусульмане, исповедующие другие формы ислама для них являются также неверными. Методы борьбы против них, соответственно, такие же, как и против кафиров. "Неверными", следуя вопреки Корану, салафиты называют всех, кто не воспринимает ислам в интерпретации их учения. Коран называет "неверными" исключительно язычников.
Распространение данной идеологии, враждебной российской атмосфере национальной и религиозной терпимости, вносит раскол в отечественную исламскую умму. В свою очередь, это обстоятельство дестабилизирует межрелигиозные и межнациональные отношения, обостряя политическую обстановку в стране.
Таким образом, на Юге России исламский фундаментализм, салафийя или ваххабизм появился на общей волне возрождения ислама в конце 80-х – начале 90-х гг. Наибольшее распространение он получил в регионах Северо-Восточного Кавказа, где исламская традиция была наиболее устойчивой. Однако исламистские идеи, включающие в себя и салафитский компонент, стали транслироваться и в других регионах Юга России. Исламский фундаментализм был тесно связан с политическими процессами, происходящими в регионе, что отразилось на неоднородности и противоречивости этого явления. На салафитскую идеологию опирались как умеренные сторонники «очищения ислама», так и экстремисты.
Обострение конфликта в Чечне, в который активно вмешивались зарубежные исламистские и террористические организации, привело к созданию в середине 90-х гг. на Северном Кавказе квазинезависимого государства Ичкерия, которое превратилось в плацдарм международного терроризма, существовавший под прикрытием религиозной идеологии. Под влиянием укрепившихся в Чечне экстремистов, значительная часть салафитского движения региона перешла на более радикальные, а зачастую экстремистские позиции.
«Ваххабизм» в южнороссийском регионе окончательно стал синонимом экстремизма и терроризма. Вооруженный джихад против местных и федеральных властей превратился в основную цель лидеров ваххабизма. В связи с этим произошло качественное изменение состава фундаменталистских групп: в них все более весомое место занимают представители криминального мира и маргинализированные слои населения, которые видят в ваххабизме средство достижения своих личных целей. Определяющее место в планах и действиях ваххабитов стала занимать идея распространения конфликта на другие территории с целью насаждения там исламизма.
Другое по теме:
Основные типы партийных систем
Партийная система – часть политической системы общества. Представляет собой совокупность партий в государстве, прежде всего тех, которые реально участвуют в борьбе за государственную власть и в распределении этой власти, а также принципы ...
Имидж политика как аспект взаимодействия в политической рекламе
Имидж лидера – один из главных инструментов политической рекламы. Его специфическое качество – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммун ...
Политические функции и политическое влияние СМИ
Отдельные ученые полагают, что политика изначально содержит в себе коммуникационное начало, проявляющееся в конкретно-исторических формах взаимодействия, «общения» различных субъектов политики – индивидов, социальных групп и выражающих их ...