Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - экономического, социального, культурного, престижного.
Политические, экономические; духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих полях за удовлетворение, решение социальных проблем через собственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу[5].
Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни.
Социальный фактор включает важные аспекты экономики политики; степень благосостояния людей; социальный статус гражданина и ощущение уверенности в будущем; общественную безопасность, уровень социальной дифференциации; гражданские права и возможность населения влиять на политику. Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.
Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством. Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя»[6].
Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений:
- традиционалистским и современным:
- буржуазно-рациональным и продуктивным.
Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов.
Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политического, экономического, социального и этнического свойства. Наиболее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего неравенства крупных социальных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.
В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обуздании всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, компрадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Главный конфликт сегодня – противоборство основных социально-политических сил, олицетворяющих два противоположных типа рыночных отношений, соответствующие им формы демократии, ценности и нормы, образцы поведения.
Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свидетельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопоставить их друг с другом поражают своей пестротой и непохожестью.
Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый конфликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен.
Другое по теме:
Развитие неолиберальной идеологии
После второй мировой войны развитие становление обновленной версии социального либерализма - неолиберальной - оказалось уже неразрывно связано с эволюцией ведущих экономических теорий. Само понятие "неолиберализм" характеризует ...
Антиглобализация как политический и социокультурный феномен. Сущность
антиглобализации
Как показывает история, на всем протяжении существования человечества от разложения первобытнообщинного строя и до возникновения классов эксплуатируемое большинство вело борьбу с эксплуататорским меньшинством за более справедливое распред ...
Политическая символика как элемент политической социокультуры
Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно.
Что же такое политическая символика? Это сово ...