Изменения предполагают «сильную власть» во главе с «авторитетным арбитром», «которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо оттого, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Считалось, что государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект Республиканского государства для Франции: «С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы.
Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа».
В знаменитой речи в Байе, произнесённой им в 1946 году, (т. н. «Конституция Байе»), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма насчет государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти — и исполнительная, и законодательная, и судебная — были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом режима ассамблеи, то есть всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, «несмотря на то Республика спасена, она все ещё должна быть восстановлена».
Другое по теме:
Современная политическая система в России
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система Ро ...
Партии и гражданское общество
Партии принадлежат и гражданскому обществу, Они - связующее звено между гражданским обществом и обществом политическим, т.е. государственной сферой. Это означает, что партии свободны от непосредственного государственного регулирования, са ...
Общественно- политические движения
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющи ...