Политический лидер и его функции

Другая политика » Политическое лидерство » Политический лидер и его функции

Что же делает политический лидер в интересах общества? Что входит в сферу его деятельности и какие он выполняет задачи?

Лидер объединяет людей со сходными политическими взглядами в единое политическое движение, партию или общественно-политическую организацию. Он определяет цели и программы политического развития, а также формы и методы политической борьбы за их осуществление.

Координируя деятельность «своей» политической группы или партии, лидер представляет ее интересы вовне — диалоги с другими политическими движениями или организациями.

Выполнение лидерских функций зависит от совокупности качеств, составляющих имидж (образ) лидера.

При этом имидж формируется типом лидерской роли (спаситель, мессия, мученик), стилем поведения (демократический, авторитарный, либеральный), а также теми идеями, которые лидер озвучивает с политической трибуны. Возникло целое новое направление в политической науке — имиджелогия, которое стремится разработать научные пути формирования политического имиджа лидера. В современной политической жизни к формированию имиджа политических лидеров подключены не только специалисты-имиджмейкеры, но и все СМИ, весь арсенал современной аудио- и видеотехники.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:

1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5) Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7) Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.


Другое по теме:

Российский федерализм
В рамках макрополитического процесса развивается конкретная динамика административных реформ, связанных в первую очередь с преобразо­ванием российского федерализма. Не стоит сбрасывать со счетов мощный конфликтогенный потенциал стремитель ...

Законодательство РФ о занятости населения
Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2008) «О занятости населения РФ», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ...

Субъекты и объекты в политике
Объект в политике — та часть политической системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, вк ...