Сущность и содержание политического процесса и политической деятельности

Другая политика » Основные элементы политической системы общества » Сущность и содержание политического процесса и политической деятельности

Политический процесс — это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и охватывающих все стадии развития политической системы общества.

Политический процесс имеет следующие стадии:

выявление и согласование интересов;

формирование цели и программы деятельности;

обсуждение и принятие политической программы;

осуществление программы в деятельности социально-политических общностей;

контроль за ее реализацией, оценка результатов, определение ответственности субъекта за ее реализацию или провал.

Политическая деятельность — это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней.

Выделяют политико-государственную (законодательную, исполнительную и судебную) и политико-негосударственную политическую деятельность, партийно-политическую, корпоративную, общественно-политическую, массовую и иные виды политической деятельности.

К числу специфических черт политической деятельности относятся:

ориентация действий субъектов на общеколлективные проблемы;

использование политической власти как главного средства осуществления целей;

основным институтом решения общих проблем выступает государство.

Наиболее распространенным в политике является принцип компромисса. Компромисс в политике — это сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства. Это способ разрешения: конфликтов путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности

Выделяют два основных вида политических компромиссов:

вынужденные, под давлением объективных и субъективных политических условий;

добровольные, заключаемые со взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политическая борьба — это состояние противопоставления и противодействия интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Борьба может быть:

революционной (противоположные политические субъекты-антагонисты с помощью жестких, решительных политических средств стараются радикально изменить существующую политическую систему общества в соответствии со своими представлениями);

реформаторской (постепенное поэтапное разрешение противоречий различных интересов социально-политических субъектов, когда они преодолеваются в основном ненасильственными средствами).

Формами политической борьбы могут выступать политические кризисы, войны, мятежи, путчи, бунты и т. д.


Другое по теме:

Практика укрупнения субъектов в РФ. Российская практика укрупнения субъектов Федерации
Россия, как уже отмечалось, является мировым лидером по количеству субъектов Федерации и, можно добавить – по сложности федеративной структуры. Поэтому не все зарубежные рецепты можно считать для нее подходящими, тем более в сложившейся н ...

Федеральное вмешательство в права субъектов
В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов Федерации. В Конституции же РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмеша ...

События в Ираке как отражение кризиса Организации Объединенных Наций. Ближний Восток – зона геополитических и экономических интересов и плацдарм боевых действий США: постановка проблемы
Развитие событий вокруг Ирака дает серьезный повод для того, чтобы задуматься над современными тенденциями в мировой политике. Так получается, что нынешний иракский кризис ставит много вопросов, выходящих далеко за рамки очередной попытк ...