Рассмотрим одну из первых статей всех конституций постреволюционной России: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ" (Ст. 3, п. 1 К РФ), "Вся власть в СССР принадлежит народу" (Ст. 2 К СССР и К РСФСР). "Суверенитет" от фр. souverain — высочайший, высший, верховный, самодержавный (в средние века суверен — тот, кто не платил налогов) означает верховную власть, верховенство. Идея народного суверенитета принадлежит французскому мыслителю Ж.-Ж. Руссо и развита им в теории так называемого общественного договора. Согласно Руссо, в основе правильного государственного устройства должен лежать общественный договор, т.е. взаимное согласие членов общества относительно формы этого устройства. Идея народного суверенитета совмещает принцип индивидуальной свободы с началом общежития при условии, что все одинаково подчиняют свою личную волю воле общей и вместе с тем становятся равноправными участниками этой общей воли.
Однако здесь возникают проблемы, заключающиеся в принципиальной трудности определения общей воли и в абсолютности народного суверенитета как верховной власти народа (на самом деле это фундаментальные трудности демократии, её безрелигиозного основания в отличие от монархии), что хорошо понимал и сам Руссо. "Поэтому, — пишет он, — дабы это общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно молчаливо заключает в себе следующее обязательство, которое одно только может придать силу другим обязательствам, а именно: если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принуждён к повиновению всем политическим организмом; а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным, так как соглашение в том и заключается, что, предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости. Это условие составляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно одно делает законными гражданские обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям" [14]. Простыми словами, народный суверенитет означает известное в логике противоречие — "верховенство над верховенством", "парадокс лжеца" или в математике — "множество всех множеств". Поэтому, чтобы избежать этого противоречия, Руссо тайно "раздваивает" народ на государственное и общественное объединение, внося в них дуализм, а это прямой источник анархического мировоззрения вплоть до современных положений — "суверенитет личности выше суверенитета государства". Проект сахаровской конституции в этом отношении — самое крайнее проявление этого рафинированого анархизма: реакция на тоталитарный строй привела к перенесению центра тяжести на права человека, на гражданское общество, к "идее суверенитета независимых государств", к сведению государственных функций до минимума. Остроумное замечание, хотя и не по этому поводу, но по существу об этом, сделал С. Аверинцев, когда в общении с Сахаровым он видел в его мыслях, мироощущении, словах человека XVIII века — таковым Сахаров и был.
Другое по теме:
Влияние СМИ на электорат и политические преобразования
Сейчас можно с уверенностью говорить о монополизации и коммерциализации российских СМИ: возросла ангажированная зависимость журналистов, во-первых, от бизнеса, во-вторых, от властных чиновничьих структур, как на федеральном, так и на реги ...
Предыстории грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликта
Грузино-абхазский конфликт
4 мая 1921 года на территории Абхазии была установлена Советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советск ...
Искусство политики, управления государством в индийском брахманизме и в китайской политической мысли (конфуцианство, даосизм, легизм)
Брахманизм. Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жре ...