Государственная политика - это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы - это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.
Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления - административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений.
Изучение того, как работает политическая система, выводит нас на ряд конкретных вопросов. Как взаимодействуют политические лидеры и как они формулируют и реализуют государственную политику? Достигают ли правительственные действия поставленных целей? Кто выигрывает, а кто проигрывает от тех или иных решений, и, в конце концов, отвечает ли проводимая политика интересам людей?
Здесь следует разобраться с функциями политической системы. Классическая, апробированная в сравнительных исследованиях ряда государств мира модель функций политических институтов выглядит следующим образом.
1. Артикуляция (выражение) индивидуальных и групповых интересов. Носителем этой функции выступают группы интереса. Применительно к белорусским реалиям это могут быть объединения предпринимателей и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т.д.).
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.
2. Агрегирование (обобщение) интересов. Эту функцию выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. В Республике Беларусь зарегистрировано 18 политических партий.
Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин "Надежда", Партия "Беларуская сацыял-дэмак-ратычная Грамада", Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.
Функции артикуляции и агрегирования интересов должны выполняться институтами гражданского общества. В развитых демократических политических системах гражданское общество функционирует как сфера жизни граждан, которая напрямую не зависит от государства, граждане способны создавать свои объединения, организации, организовывать самоуправление на местах. Институты гражданского общества выполняют функцию поиска общественного согласия. Они являются посредниками между центрами принятия политических решений и гражданами, народом. В условиях, когда институты гражданского общества не сформированы, функции выражения интересов зачастую выполняются административно-бюрократическим аппаратом.
Другое по теме:
Стратифицированное ранжирование
Стратифицированное ранжирование
групп может производиться по разным основаниям, каждое из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий между группами.
В после ...
Политический лидер
Проблема «начальствующих» проходит через Библию и Коран. Проблема лидерства приковывала внимание историков давно. Существовала пирамида власти:
Не все из руководителей являются политическими лидерами.
Лидер – это понятие легитивное. В ...
Зарождение западничества и славянофильства
В 1876 г. П. А. Вяземский, встречавшийся с уже вернувшимися из ссылки декабристами, рассуждал, что “сама затея совершить государственный переворот на тех началах и при тех способах и средствах, которые были в виду . доказывает политическу ...