Модернизация. Либерализм или центризм?
Страница 1

Другая политика » Политический вопрос в России » Модернизация. Либерализм или центризм?

Путину досталась Россия, уставшая от кланово-олигархической вольницы, со слабой управляемостью, умеренным региональным сепаратизмом, выразив­шимся в отсутствии единого государственно-правового поля, ослабленной вер­тикалью власти, большей частью фрагментированной и раздробленной, вялой внешней политикой и, самое главное, – социально расколотая и деградирую­щая.

Что удалось сделать Путину в плане снижения возникших социальных напряжений за год после президентских выборов (март 2000 г.)? Укреплена российская государственность, консолидирована политическая власть, восста­новлена вертикаль государственного администрирования. Если раньше 25 % всех законодательных актов субъектов Федерации находилось в противоречии с Конституцией России и с федеральным законодательством, то сейчас –2/3 из них уже приведены в соответствие с Конституцией РФ. Путин стре­мительно форсирует реформирование политической системы общества, спра­ведливо полагая, что судьба дальнейших экономических и демократических реформ зависит главным образом только от политических решений и корен­ного пересмотра основ нашей политической системы. Для России предметом политического конфликта сегодня чаще всего выступают вопросы социально-экономического и политического устройства общества, организации государ­ственного управления, проблемы механизмов принятия политических решений и – самое главное – проблемы субъекта политического действия, от имени которого выстраивается политическая и социальная конфигурация социума.

На основе укрепления государственности удалось создать предпосылки для экономического роста. Однако в последнее вре­мя темпы экономического роста стали замедляться. Это обострило конфликт­ное противоборство между либерально-ориентированными представителями правящего класса и государственниками по поводу стратегии экономического развития.

Это, пожалуй, самый проблемный пункт нынешней политической ситу­ации в России – отсутствие экономической стратегии развития. До сих пор не прекращается острое противостояние по поводу моделей экономического реформирования России. Сторонники либерального подхода предполагают, что государство должно сделать основной акцент на институциональных преобра­зованиях и формировании рыночных институтов (разработке законодательства и правил регулирования, сокращении нерыночного сектора и теневой эконо­мики), избирательно поддерживать социальную сферу и образование, но при этом отказаться от активной промышленной политики. Либеральные авторы исходят из той концептуальной предпосылки, что саморазвитие экономики при ограниченном государственном участии обязательно выведет ее на траекторию устойчивого роста.

Сторонники «дирижистской» модели отвергают тезис о возможности успешного саморазвития, поскольку российская экономика реагирует на ры­ночные сигналы совсем не так, как в теории. Соглашаясь с необходимостью институциональных преобразований и формирования рыночных институтов, они ставят во главу угла концентрацию государственных усилий на селективной промышленной, социальной и образовательной политике. Но это предполагает наличие политико-экономического проекта, приемлемого и привлекательного для подавляющего большинства российского общества.

Путин лавировал между двумя этими линиями, не занимая определенной позиции, за что получал критику и справа, и слева. Но сейчас к реализации принята все-таки программа Г. Грефа, отстаивающая либераль­ный вариант развития (центристская, и более государственно-ориентированная программа В. Ишаева отставлена). Программа Г. Грефа подверглась очень су­щественной критике за то, что больше отвечает интересам все тех же крупных финансово-промышленных групп, эксплуатирующих природные и финансо­вые ресурсы общества. Ее основа – ускоренная приватизация и сокращение государственного бюджета, минимизация роли государственного регулирова­ния, что неминуемо ведет к продолжению роста имущественного неравенства и социальной дефадации.

Навязываемый сверху либерализм вступает в противоречие с интересами основной части российского населения, не стыкуется с основным программ­ным тезисом Путина о том, что «Россия исчерпала свой лимит на полити­ческие и социально – экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования». К тому же в последние годы правления Ельцина, отмечен­ные нарастанием масштабов хаоса, развала и анархии, породили в обществе определенную усталость и апатию, вызвали ностальгию по советскому про­шлому и в какой-то мере способствовали преодолению тотального нигилизма по отношению к социалистическому периоду нашей истории: общество вдруг оценило значимость наработанного промышленно-индустриального капитала, на котором и держится пока разваливающаяся Россия, завоевания социальной демократии и гарантии национальной безопасности.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основные трактовки демократии.
На протяжении веков опыт становления и развития демократических порядков в различных странах анализировался в философско-теоретическом плане, кроме того, исследователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередк ...

Организация выборов
Способы избрания государственных должностных лиц в условиях демократии могут очень сильно различаться. На уровне страны, например, законодатели могут избираться по округам, каждый из которых выбирает по одному представителю. Иными словами ...

Проблемы реализации
Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной ...