В условиях разрухи советская армия была, как отмечает И. Замерцев, гарантом порядка на улицах Будапешта. Нередко происходили грабежи (причем бандиты зачастую переодевались в советскую форму), кража машин вообще была частным явлением, потому что спекулянты возили на них продукты и т. д.[21] Бывший комендант Будапешта приводит многочисленные факты помощи жителям города со стороны советской армии, как, например, помощь в обеспечении гипсом костнотуберкулезной детской больницы,[22] или спасение оборудование из горящей фабрики советскими воинами,[23]
В то же время нельзя не отметить, что компартия не была единственной партией в Венгрии, взявшейся за освобождение и восстановление страны. В. Алексеев отмечает, что подготовка вооруженного восстания, партизанских действий и перехода венгерских солдат и офицеров на сторону Советской армии после нилашистского переворота в октябре 1944 года была бы немыслима без сотрудничества коммунистов с социал-демократами, офицерами-антифашистами и буржуазными демократами и либералами.[24]
Но почему же коммунисты не отказались от этого союза после того, как в Венгрии утвердилась Красная Армия? Почему не сразу установился социализм? Почему Советский Союз не осуществил «экспорт революции»?
Действительно, многие венгерские коммунисты уповали на то, что поддержка освободившего Венгрию Советского Союза и Советской армии позволит немедленно установить в стране диктатуру пролетариата, и не видели серьезной проблемы в том, что подавляющее большинство населения страны вовсе не разделяет их настроений.
М. Хорват рассказывает, как рабочие, явившиеся сразу после освобождения Будапешта в ЦК партии с радостной вестью о том, что они установили у себя на заводе рабочую власть и арестовали директора. М. Ракоши потребовал, чтобы энтузиасты немедленно освободили директора и вернули ему с должными извинениями полномочия по руководству предприятием. Рабочие кипятились: они думали, что здесь коммунисты, а попали на оппортунистов – социал-демократов! С трудом удалось объяснить, что управлять производством они не умеют и что экспроприацию эксплуататоров следует отложить на некоторое время.[25]
Это понимали советские власти, понимали, что нельзя сразу навязать социализм целой стране, делать это необходимо исподволь. Поэтому, к примеру, Демени, призывавшего к установлению диктатуры пролетариата и к созданию на заводах и фабриках, в учреждениях, а также в районном масштабе рабочих и солдатских советов, попросту арестовали при помощи советских органов как троцкистского провокатора и содержали в тюрьме бок о бок с Салаши, переданным в распоряжение новой Венгрии американскими властями из Западной Германии.[26]
М. Ракоши писал, что было ясно, что «даже теоретическая постановка вопроса о диктатуре пролетариата как цели вызвала бы тревогу среди наших спутников по коалиции и затруднила бы осуществление наших стремлений, направленных на завоевание не только мелкобуржуазных масс, но и большинства рабочих масс».[27]Таким образом, чтобы не вызвать массовые недовольства и возмущение в стране, в которой большая часть населения не относилась к коммунистам сочувственно, СССР предписал компартии Венгрии стратегию постепенного внедрения в органы власти. В то же время Венгрия попала в сферу советского влияния, поэтому можно было ожидать, что установление социализма в ней – дело времени.
Другое по теме:
Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Если внимательно проанализировать развитие событий, связанных с этнополитическими конфликтами в Советском Союзе, а затем и в России, то не трудно заметить, что межнациональные конфликты, развивающиеся в весьма разнообразных формах и проте ...
Кальвин и его учение
Одним из крупнейших деятелей реформации был Жан Кальвин. Покинув Францию, где протестантов жестоко преследовали, он в 1536 г. обосновался в швейцарском городе Женеве, ставшем центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий ...
Проблема электорального участия в политической жизни
Вопрос об абсентеизме как о негативном явлении можно поставить под вопрос, если рассматривать его в соотношении с электоральными мифами. Разочарование в формальных институтах, в их функционировании, заставляет обратиться человека к неформ ...