Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости интересной работы, вообще труда. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ в обществе была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные шоумены, поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами.
Судя по опросам, молодежь обладает еще существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом.
Об этом же свидетельствует и сделанный молодыми выбор в сфере литературы и искусства. Ответы на соответствующие открытые вопросы были чрезвычайно разнообразны, назывались сотни имен людей искусства, в основном из мира литературы, кино и музыки. Показательно, что в области прозы и поэзии лидировали русские авторы (Среди западных писателей лидировали Дж.Р. Толкиен и С. Кинг), в чем сознание молодежи не коррелирует с усилиями СМИ, пропагандирующих последних. Характерно, что скандально-вульгарные авторы упоминались не более одного-двух раз.
Данные исследований вообще свидетельствуют о явных противоречиях в общественном сознании современной российской молодежи, а также о наличии значимых различий между ее разными группами. Так, среди петербургской молодежи оказались весьма слабо выражены типы базовой российской ментальности [17]. Неожиданным оказался тот факт, что чаще всего проявляется христианско-православный тип ментальности. Среди представителей этого менталитета преобладают 20-29-летние, девушки, студенты, рабочие и домохозяйки.
К коллективистскому типу ментальности можно отнести только 9% опрошенных молодых петербуржцев (это люди, ориентированные прежде всего на коллектив и справедливость). Среди них преобладают 25-29-летние, мужчины, рабочие и гуманитарии.
Индивидуалистический менталитет присущ всего 3% опрошенных. Эти молодые люди считают себя индивидуалистами и ориентированы на деньги.
К потенциально делинквентному, аморальному типу ментальности можно отнести не более 2% опрошенных.
Таким образом, только 31% молодых петербуржцев принадлежит к представителям какой-то определенной ментальности. Более 2/3 молодежи выражают мозаично-эклектический псевдоменталитет, т.е. противоречивый неопределенный конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм, и установок. Это делает подобную молодежь конформной и подверженной всевозможным внушениям, пиаровским манипуляциям и «брэйн-вошингу».
Исследования также показали, как молодые осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации и воспитания. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего матери и в меньшей степени отца, затем с большим отрывом следуют друзья, книги, фильмы, родственники и на последнем месте – учителя. При этом в возрастной группе до 25 лет книги уже уступают влиянию фильмов. Совершенно отчетливо проявляется тот факт, что значение и влияние книг и особенно школьных учителей упало именно в последние годы, то есть они утратили свою былую воспитательную роль. Книгу все чаще заменяет компьютер и телевизор с их эклектичностью и мнимым плюрализмом.
Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его «коварство». Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно [14].
В целом результаты исследований молодежи позволяют заключить: события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется мозаично-эклектический псевдоменталитет, т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование целостной системы воспитания и социализации молодежи [15].
Другое по теме:
Политическая жизнь средневековья
Средневековое государство не было единым политическим целым. Не было общих законов, общей монеты, общепринятых мер и веса. Крупные феодалы-землевладельцы разоряли страну кровавыми междоусобными войнами. Крупный феодал держал в повиновении ...
Влияние СМИ на электорат и политические преобразования
Сейчас можно с уверенностью говорить о монополизации и коммерциализации российских СМИ: возросла ангажированная зависимость журналистов, во-первых, от бизнеса, во-вторых, от властных чиновничьих структур, как на федеральном, так и на реги ...
Принцип разделения властей
Проблемы разделения властей в новое время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества на демократических началах. Суть доктрины. В XVIII веке выдающийся французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье активно в ...