Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там, где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км.[1] Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по которому юридически устанавливалась принадлежность России левого берега реки Амура от реки Аргуни до устья, а правый берег реки Амура до реки Уссури закреплялся за Китаем) и 1860г. (Пекинский, по которому определялась восточная и намечалась в основном западная российско-китайская граница. Первой статьёй этого договора было определено, что после постановления пограничных знаков, граничная линия на веки не должна быть изменяема).
Однако вскоре было замечено, что рубежи проходят не так, как это установлено. Договорились внести изменения, что и было сделано (весьма приблизительно) в 1886 году.
При обсуждении пограничного вопроса в 1926 году вновь отмечалось: «Пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигалась как местным населением, так и местными властями той и другой стороны»[2]. Поэтому было необходимо восстановить первоначальную линию в том виде, как она была определена различными соглашениями относительно русско-китайской границы. Линия границы проходила и проходит главным образом по рекам Аргуни, Амуру и Уссури. Однако до 1992 г. граница практически нигде не была соответствующим образом демаркирована.
Вплоть до 1931 г. на этих реках существовал практически свободный режим судоходства для обеих стран, а многочисленные незаселенные острова де-факто находились в совместном владении. С началом японской агрессии против Китая и созданием марионеточного государства Маньчжоу-Го Советские Вооруженные силы, реагируя на появление новой угрозы безопасности, в одностороннем порядке установили строгий контроль над реками. В то время этот акт самообороны не вызвал никаких возражений ни с китайской, ни с японской стороны. Однако с начала 60-х гг. по мере нарастания напряженности в советско-китайских отношениях исключительно советский контроль над пограничными реками стал источником споров и инцидентов.
С 1963 г. стороны вели бесплодные переговоры о делимитации границы. В начале переговорного процесса советская сторона настаивала на определении границы в соответствии с нормами международного права, то есть по линии фарватера судоходных рек и по срединной линии на несудоходных участках. Во время «культурной революции» в Китае в 1966-1969 гг., в результате развернутой Пекином пропагандистской кампании с требованиями восстановления «исторически обоснованных» прав Китая на часть советской территории вдоль границы площадью в 1,5 млн. кв. км, переговоры были прерваны, а затем отложены на неопределенное время. В ходе консультаций Китайская Народная Республика не выдвигала конкретных территориальных претензий, настаивая на признании СССР наличия «спорных территории», как их понимала китайская сторона, до начала переговоров. Принятие этого условия поставило бы Китай в более выгодное положение на переговорах. В противовес этому требованию СССР выступил с предложением о признании обеими сторонами сложившегося статус-кво и твердо отстаивал его в ходе переговоров.
Весной 1969 г. произошли вооруженные столкновения на острове Даманский, расположенном, если исходить из норм международного права, на китайской стороне реки Уссури. В сентябре того же года на встрече председателя Совета Министров СССР А. Косыгина и премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая в аэропорту Пекина было окончательно согласовано решение начать полномасштабные переговоры по пограничным вопросам. Стороны также достигли предварительного согласия относительно соблюдения сложившегося на границе статус-кво и необходимости урегулирования пограничных инцидентов мирными средствами. Переговоры начались в конце 1969 г., но быстро зашли в тупик, поскольку существенным условием заключения официальной договоренности о соблюдении сложившегося статус-кво китайская сторона вновь выдвинула требование о признании Советским Союзом существования «спорных районов». СССР отклонил это требование. КНР же настаивала на том, что договоры 1858 и 1860 гг. были неравноправными и потому - незаконными. Принятие этой позиции лишало переговоры правовой основы, сводя их к бесплодной дискуссии о том, кому принадлежал приоритет в освоении крупных участков советской территории, включая территорию Приморского края и города Владивостока. Выступая с речью в Улан-Баторе 26 ноября 1974 г., Л.И.Брежнев дал оценку выдвинутому китайской стороной предварительному условию ведения переговоров: «Пекин прямо заявил, что будет согласен на переговоры по пограничным вопросам лишь после того, как его требование, касающееся так называемых «спорных районов», будет удовлетворено. Совершенно ясно, товарищи, что подобная позиция является абсолютно неприемлемой, и мы ее отвергаем»[3]. Поэтому сторонам удалось достичь лишь заключения соглашения, дававшего китайским судам право свободного прохода по северному рукаву реки Амур близ Хабаровска в периоды, когда южный рукав, протока Казакевича, непригоден для судоходства.
Другое по теме:
Исследование политических элит
Элита – это те люди, которые в силу своего стратегического положения, занимая руководящие должности в государственных и частных организациях, достаточно влиятельны для того, чтобы от них зависело принятие решений и национальная политика. ...
Понятие власти
Власть - это социопсихологическое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить последнего поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свой ...
Создание однопартийной
системы в Советском государстве
Открывшийся 25 октября Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил состав Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным и избрал многопартийный ВЦИК. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 мень ...