Любое организованное общество существует на определенной территории, функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однако неприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут быть обеспечены лишь в том случае, если границы территории четко маркированы и признаются не только этим государством, но и всем мировым сообществом. Отсутствие официально оформленного размежевания рано или поздно приводят к спорам и разногласиям между сопредельными странами. На протяжении всей мировой истории конфликты и разногласия по поводу размежевания границ были и остаются одной из самых важных проблем для любого независимого государства.
Российская империя и Циньская империя вступили в 20 век как два соседних государства. Между ними образовалась самая длинная граница в мире общей протяженностью более десяти тысяч километров, протянувшаяся от точки границы Китая, России и Афганистана до пункта соседствования Кореи, России и Китая.
Вопрос о юридической основе общей границы был весьма непростым. Конечно, обе стороны подписывали множество договоров, относительно расположения границы. Однако подспудно назревали конфликты, касающиеся и территориального размежевания, и характера договоров. Процесс формирования общей границы был очень долгим. При этом военные столкновения хотя и были, однако носили весьма локальный характер, при этом они, естественно, отразились на формировании границы в какой-то степени, но решающего характера не приобрели, а полномасштабных, крупных войн наши государства не вели. Поэтому вопросы о границе решались путем проведение переговоров и подписания в результате договоров и соглашений. В ходе истории российско-китайская граница была определена соответствующими юридическими договорами: Нерчинским 1689 г., Айгунским и Тянцзинским 1858 г., Пекинским 1860 г., Петербургским 1881г., Цицикарским 1911 г. Существование и бережное сохранение российско-китайской границы, ее безусловное уважение, безоговорочное признание договорных актов, лежащих в основе определения линии прохождения границы, было и остается основой добрососедских отношений между нашими странами. Именно такое понимание вопроса о границе отвечало и отвечает коренным национальным интересам России и Китая. Конечно, несовершенство знаний во времена, когда подписывались соответствующие договорные документы, неисследованность географии некоторых районов, да и другие обстоятельства давали основания для того, чтобы с течением времени уточнять линию прохождения границы на новой основе. Граница представала сложноорганизованной структурой, неким организмом, который требовал постоянного внимания, бережности и заботы. Однако необходимо повторить, что с точки зрения юридической ее основы не было и нет поводов говорить о существовании территориальной проблемы или проблемы границы между нашими двумя странами. Так выглядела и выглядит картина, если исходить из норм международного права, основываться на договорных документах о границе и признавать их обязательность для обеих подписавших их сторон.
Однако с распадом СССР и окончанием холодной войны была обозначена новая веха русско-китайских отношений. Необходимость формирования принципиально новой границы межу Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой привело правительство этих стран за стол переговоров. Задача формирования русско-китайской границы была одной из важнейших задач нового российского правительства. Становление добрососедских отношений с Китаем было важно не только для России, заинтересованной в Китае как в экономическом партнере, но и для других стран, т.к. можно с уверенностью сказать, что международники уделяют особое внимание российско-китайским отношениям, поскольку от их характера в значительной степени зависит структура всего миропорядка (сторонники биполярности полагают, что именно союз Китай-Россия станет реальным противовесом Западу во главе с США). Сейчас союз Россия-Китай играет значительную роль в международных делах. В современном мире развитие их взаимоотношений оказывает большое влияние на политическую структуру. Полезен не только анализ процесса современных международных отношений, но и анализ процесса становления добрососедских отношений в научно-историческом аспекте, первоначальным главным пунктом которых являлось формирование общей границы между двумя государствами. Поэтому в данной работе я постараюсь осветить динамику становления новой российско-китайской границы в период крушения предыдущей системы международных отношений и изменения баланса сил и становления нового мирового порядка, т.е. с начала 1990-х гг. по 2005 г.
Другое по теме:
Коллективистские демократии
Они известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятел ...
Правовое обеспечение противодействия терроризму и
экстремизму в Казахстане
В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент в ...
Политические функции и политическое влияние СМИ
Отдельные ученые полагают, что политика изначально содержит в себе коммуникационное начало, проявляющееся в конкретно-исторических формах взаимодействия, «общения» различных субъектов политики – индивидов, социальных групп и выражающих их ...