Технологи организации и финансирования избирательных компаний
Страница 2

Другая политика » Современные избирательные технологии » Технологи организации и финансирования избирательных компаний

Законодательство, регулирующее финансирование избирательной кампании, в различных странах имеет свои особенности. Однако есть черты сходства:

1) в большинстве стран существует верхняя (ограничительная) граница финансирования избирательных кампаний,

2) практически во всех странах существует государственное дофинансирование в случае, если у кандидата в распоряжении имеется недостаточная для проведения кампании сумма средств,

3) практически во всех странах законодательство предусматривает известность всех источников такого финансирования,

4) во многих государствах законодательство о выборах требует внесение кандидатом залога, который в случае, если он наберет определенный процент голосов, ему возвращается. Это обретает особое значение в тех странах, где любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру. Перечисленные обстоятельства преследуют ряд целей, главными из которых являются:

- обеспечить равенство возможностей для всех кандидатов,

- не допустить избрания лиц, не соответствующих требованиям, предъявляемым к кандидатам.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане «имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 32, п.2). Само по себе это положение не новое: оно провозглашалось и в предыдущей Конституции. Вместе с тем его новый смысл и новые возможности очевидны. Речь идет о широкой палитре новых политических, экономических и социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и др. Российская избирательная система принадлежит к разряду тех мировых систем, которые находятся в стадии становления. Специфика ситуации заключается в том, что в стадии становления находится и сама российская государственность, в частности система органов государственной власти. Избирательные системы, их формы, организация предвыборных кампаний, проблемы финансирования •многие другие вопросы привлекают внимание весьма широкого круга ученых-политологов. Известный французский политолог Морис Дюяерхе разработал научную концепцию взаимосвязи партийных и' избирательных систем. По его мнению, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.

Первый закон. Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия данного закона лежат две причины. Первая заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создается эффект «недопредставительности». Вторая причина имеет психологический характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.

Второй закон. Становление в той или иной стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает возможность участия в первом туре выборов для всех партий. Это и ведет к многопартийности.

Третий закон. Пропорциональная партийная система способствует становлению многопартийной системы. При этом партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой по отношению друг к другу позицией. Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

«Протоколы Сионских мудрецов» в Европе
Спустя 20 лет после того, как рукопись французской подделки была доставлена из Парижа в Россию, отпечатанные копии ее русского перевода вывозились из России в багаже белых офицеров. В 1919 году отпечатанные на машинке на различных языках, ...

Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти
Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих е ...

Политическая идеология и государственная: общее и отличия
Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ – начале XIX века (А.Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие). Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, ...